
Танк Т-150 с бронёй толщиной 90 мм. Единственное внешнее отличие от серийного КВ - наличие командирской башенки с перископом и тремя смотровыми приборами.
читать дальше
Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось, что К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить танк КВ с броней 90 мм и пушкой 76мм Ф-32. Однако работы затянулись - 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется «танк Т-150»).
Т-150 был построен на агрегатах серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса (вместо 75 мм - 90 мм). Так как утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины были сохранены. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и тремя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили форсированный до 700 л.с. двигатель В-2.
С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3 и 4-й передачах при температуре наружного воздуха минус 9-12 градусов, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове (головное предприятие по выпуску двигателей В-2) получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.
15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) своим постановлением № 548-232сс обязывали Кировский завод с июня перейти на серийное производство танка Т-150, получившего обозначение КВ-3. Для КВ-3 устанавливалась следующая характеристика: «Боевой вес - 51-52 т, длина - 6760 мм, ширина - 3330 мм, высота - 3000 мм, клиренс - 400 мм, броня 90 мм, вооружение - одна 76-мм пушка Ф-34, три пулемета ДТ, один пистолет-пулемет ППШ, боекомплект - 114 снарядов, 2900 патронов (46 дисков), максимальная скорость по шоссе - 35 км/ч, боевая скорость по местности - 15-20 км/ч, максимальный подъем 40 градусов, радиус действия - 250 км (10 часов), двигатель В-5 мощностью 700 л.с, башня с командирской башенкой, радиостанция КРСТБ (с возможностью установки 71-ТК-3), гарантийный километраж 2000 км». Заводом началась подготовка к серийному производству танка, но тут вмешался «его величество случай».
Дело в том, что в марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием и они уже поступают в войска. Причем в донесениях наших разведчиков особо подчеркивалось, что все наши танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Следует пояснить, что все это не соответствовало действительности - разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 60 мм. Видимо это и стало почвой для слухов о «новых немецких танках с мощной броней».
Но обеспокоенное этой информацией, высшее руководство СССР и Красной Армии решает принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 827-345сс, в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом по наркомату тяжелого машиностроения за № 231сс «О танке КВ-3:
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232 cc от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115-120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗиС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗиС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗиС-6.
Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (т.Ванников), завод № 92 (т.Елян) и главный конструктор завода № 92 (т.Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗиС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107 мм пушку ЗиС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗиС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
июль - 45
август - 80
сентябрь - 110
октябрь - 110
ноябрь - 110
и до 15 декабря - 65.
1. Директору завода № 92 т.Елян и главному конструктору т.Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 года опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.
2. Народный комиссариат боеприпасов обязан:
а) к 1 июня 1941 года отработать выстрел с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами;
б) к 15 мая 1941 года изготовить 2000 выстрелов с лафетопробным снарядом, к 10 июня 1941 года - 2000 выстрелов с осколочно-фугасным снарядом и к 15 июня 1941 года -500 выстрелов с бронебойным снарядом...
По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В.Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года. К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года и в башне танка КВ-2.
После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя уже имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовили новое орудие и успешно испытали его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский научно-испытательный полигон под Ленинградом.
Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В.Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати подписанного В.Грабиным в феврале 1942 года, сказано, что «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».
В отличие от «артиллеристов», «танкисты» сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 т - расчетной массы КВ-3 - вышел на испытания.
К концу мая 1941 года КВ-220 догруженный прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнуться оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает». 20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л.с. С 30 мая танк снова вышел на испытания и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км.
Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.
Во многих публикациях можно найти упоминание о том, что Т-150, КВ-220 и КВ-3 (все или частично) были вывезены в Челябинск, туда же эвакуировали башни и другие детали танков КВ-3.
Эта информация не подтверждается архивными документами. Например, в докладах представителей военной приемки на Кировском заводе, скрупулезно фиксировавших все данные о производстве танков КВ, четко сказано, что танки Т-150, КВ-220-1 (так именовался в документах военной приемки танк КВ-220) и КВ-220-2 (так именовался в документах военной приемки недостроенный танк КВ-3) никуда не эвакуировались и все время находились на Кировском заводе. В начале октября 1941 года, когда производство танков КВ в Ленинграде было практически полностью прекращено, опытные машины решили передать в войска. Все они прошли необходимый ремонт, причем на КВ-3 и КВ-220 установили башни от серийных КВ-1 (на КВ-3 башни не было вовсе, а на КВ-220 орудие окончательно было сломано еще в начале лета). Согласно документам военпредов, «танк Т-150, опытный, убыл 11 октября 1941 года в 123-ю танковую бригаду, танк КВ-220-1 заводской № М-220-1, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 5 октября 1941 года, танк КВ-220-2 заводской № М-220-2, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 16 октября 1941 года. Все танки вооружены 76 мм пушками Ф-32».
Несколько месяцев опытный Т-150 простоял, ожидая дальнейших распоряжений, и лишь осенью его решили использовать в боевых условиях. Танк прошел небольшой ремонт и 11 октября был передан в распоряжение 123-й танковой бригады, действовавшей под Лениградом. О его дальнейшей судьбе сведений не сохранилось.
Так, Д.И.Осадчий, командир роты 124-й танковой бригады рассказал следующее:
«Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 т и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «Юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно - железнодорожный мост, форсировать р.Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Пайкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р.Тосна и удержать плацдарм для подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб».
Надо отметить, что серийный выпуск Т-150 не состоялся не только по причине задержек технического характера и начавшейся вскоре войной. С лета 1941 года некоторые серии танков КВ-1 имели литые башни с толщиной лобовой брони 95 мм. Кроме того, часть танков раннего выпуска комплектовалась дополнительными накладными бронеплитами толщиной 25 мм, что доводило бронирование до 105-мм. Эта временная мера, кажущаяся на первый взгляд избыточной, позволила танкам КВ-1 выдерживать попадания 88-мм зенитных пушек, которые на тот момент являлись основным средством борьбы со "сталискими монстрами". В такой ситуации налаживать выпуск более тяжелой машины с недоведенным двигателем и аналогичным вооружением посчитали нецелесообразным.
ТТХ
БОЕВАЯ МАССА 50,2 тонны
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6850
Ширина, мм 3360
Высота, мм 3010
ВООРУЖЕНИЕ 76,2-мм пушка Ф-34 и три 7,62-мм пулемета ДТ-29 (курсовой, спаренный с пушкой и кормовой)
БОЕКОМПЛЕКТ 111 снарядов и 2646 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
перископический ПТ-9
телескопический - ТОД-9
командирская панорама ПТ-К
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 75-90 мм
башня - 90 мм
борт - 60 мм
крыша - 40 мм
днище - 20 мм
корма - 60 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2, дизельный, мощностью 700 л.с.
ТРАНСМИССИЯ 5-скоростная коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 6 сдвоенных обрезиненных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 36 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ около 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м 1,20
Ширина рва, м 2,50
Глубина брода, м 1,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция КРСТБ или 71ТК-3
Как вариант:

И всем новоприбывшим ПЧ посвящается песня:
URL записи
@темы: история, видео, фото, перепостинг, танки, музыка, война, познавательно