Черные и Белые Мэри-Сью
читать дальшеУже создано немало классификаций нашего феномена. Но в целом, надо заметить, все Мэри-Сью делятся на два подвида: Черные и Белые. С Белыми мы имели возможность ознакомиться в трудах мэрисьюведческого общества. Настала очередь черных.
Крайний случай Черной Мэри-Сью… Как же его описать? Представьте себе даму-доминатрикс, в коже, с плеткой, со сверкающими глазами. Вот это и есть Черная. Она собирает в себе все те качества, которые описываются в книгах с многозначительным названием «Стерва и…».
Начнем, пожалуй, с внешности. Черные обычно брюнетки. И если в девичьем рассказе брюнетка тоже может быть положительной героиней, то брюнетка Мэри – практически никогда. Среди них могут также затесаться каштановые и рыжие, а также специфические для фэндома Гарри Поттера платиновые блондинки (связано это с тем, что там имеются отрицательные герои такой масти).
Черные практически всегда связаны с главными отрицательными персонажами произведения, причем чаще всего родственными узами (дочь, сестра, реже жена). Впрочем, нужно отметить, что сам по себе феномен Черной Мэри возникает лишь в том случае, если в исходном тексте есть хоть сколько-нибудь привлекательный отрицательный герой. Например, в фэндоме «Пиратов Карибского моря» Черные Мэри попадаются крайне редко. Иными словами, Черной нужен в пару объект слюноотделения.
Мэри без объекта слюноотделения вообще теряется – это их общее свойство.
Кстати, это вовсе не обязательно человек. Объектом слюноотделения может быть само пространство канона (многочисленные истории о русских школьницах, попадающих в Хогвартс). В этом случае героинь может быть две. Кстати, еще и по той причине, что такие тексты пишутся парой – автор и ее лучшая подружка.
Черная Мэри практически всегда описывается в терминах БДСМ. Черная или алая одежда в обтяжку, кожа, полуобнаженная грудь, тяжелые металлические украшения… Остается только спрашивать себя: откуда юные девочки столько знают об этих практиках?
Также нам представляется важным, что появление в текстах Мэри-Сью как таковой связано с инициацией, причем черной и белой – с разными. Белая Мэри – продукт неясных мечтаний («душа ждала… кого-нибудь. И дождалась. Открылись очи, она сказала – это он!») и последующего их воплощения в неком объекте.
Черная Мэри – почти всегда продукт первого любовного разочарования.
Познание любви на практике, или осуществление эротических практик, как сказали бы ученые, силой переживания почти всегда отвлекает от творческой сублимации. Целоваться куда интереснее, чем писать о поцелуях. Но вот отношения закончились…
Что чувствует девочка?
Боль, горечь, разочарование, ярость – по отношению к бросившему, не оценившему и так далее. И еще – отчаянное желание реванша. Теперь ей хочется не только соединиться с предметом воздыханий, но еще и отомстить – всем и за все.
На этой почве и взращивается образ Черной Мэри – идеальной стервы, играющей людьми. С литературоведческой точки зрения – это типично романтический герой, точнее, героиня. Именно на этом этапе у героини появляется темное прошлое, пережитое насилие, совершенное преступление, иногда и то и другое. Также стоит отметить следы насилия (как правило, это шрамы), в фэндоме Гарри Поттера прекрасным субститутом их может служить Черная Метка.
Также на этом этапе подчеркивается взрослость, а не юность героини, как раньше. У нее появляются пороки (и это позволяет авторам удачно отмахиваться от обвинений в мэрисьюизме), а главное – она становится удивительно самостоятельной.
Что мы имеем в виду под самостоятельностью?
Если Белая Мэри как личность в тексте ограничена стремлением к объекту (вплоть до того, что появляется только рядом с ним – например, ухаживает за ним в качестве медсестры), то связь Черной с объектом на объектном уровне повествования может вообще не прослеживаться. Так, она может сниться герою, видеться в галлюцинациях, он может осознавать ее как неясный, но угрожающий образ. На объектном уровне герои могут просто общаться, как обычно общаются, например, одноклассники (очевидно, что речевые и этикетные формулы девочки берут из повседневной практики, что лишний раз показывает, что объект осознается ими как равный, «Любовь предпочитает равных», так сказать), в то же время герой может подавать явные признаки заинтересованности.
То есть вышеописанные признаки заинтересованности должны быть довольно яркими (а как же, ведь нужно, чтобы их заметили читатели) и банальными, то есть тиражируемыми массовой культурой и девичьей субкультурой (более подробно см. С. Борисов, «Антропология девичества»). С другой стороны, мы еще помним, что девочка обуреваема жаждой реванша.
Поэтому на внешнем уровне герой предстает полным идиотом. предстает полным идиотом. У нас есть образец текста, в котором Мэри-Сью снится герою в мокрых снах. Описание этого субститута унижения довольно подробное. Не здесь ли кроется причина того, что описание Черной Мэри как будто срисовано с БДСМ-практик?
У фэндома «Гарри Поттера» есть одна частная особенность. В роли идиотов там чаще выступают представители младшего поколения, старшие же изображаются как соблазнители.
Но это крайность. Обычно авторы выбирают менее жестокие методы. Например, не преминут описать рыдания влюбленного героя.
Если в фэндоме есть подразделение на более и менее привлекательных героев (часто это все то же подразделение на старших и младших), то в Мэри влюбляются непременно двое, но предпочтение она отдает все же одному – более привлекательному или старшему. Как пример – из Боромира и Леголаса выбрать Леголаса, из Гарри и Снейпа выбрать Снейпа, из Ремуса и Люциуса выбрать Люциуса.
Как, надеемся, уже стало понятно из нашего сообщения, в тексте, где присутствует Черная Мэри, отражаются действительные превратности любви автора. Как пример можно привести описание темного прошлого и эпизод в нем – связь с преступником. Характерно то, что это не так уж часто оказывается канонический персонаж. Дело тут в том, что в каноне трудно подобрать героя, похожего на соседа Васю или Кольку из параллели. Поэтому приходится вводить нового персонажа. Иногда он даже начинает действовать и тогда становится Мэри-Сью для Мэри-Сью – оказывает на героиню гипнотическое воздействие, она не в силах противиться его приказам и так далее.
А вот субститутом врага авторши часто выступает представитель канона. Особенно просто это делается в том же гарри-поттеровском фэндоме: там обычно вполне достаточно героев, находящихся в равном положении с героиней, которых она может как следует отпинать.
Пишет Мышонок (sorcino)
Экспресс-тест текста на наличие в нем Мэри-Сь
читать дальше
На рецензирование, подробную мэрисьюведскую вычитку, анализ и составление экспертного заключения уходит масса времени. это факт. но. на долгом и тернистом научно-исследовательском пути мэрисьюведы обнаружили, что можно повысить производительность этого нужного труда.
Итак, что делать, если определить текст нужно немедленно, по-быстренькому и не отходя от кассы [особенно если Мэри-Сью видна невооружённым глазом]?
НИИ мэрисьюведения им.народных героев Орфея и Одиссея [не спрашивайте. пока, по крайней мере] по аналогии с экспресс-наркотестами, активно используемыми доблестными погранвойсками и таможней, разработал свой экспресс-тест на наличие Мэри-Сью в тексте.
технология экспресс-тестирования выглядит так:
- читаем текст [да, временами бывает тяжеловасто читать дальше... приходится делать над собой усилия... а кому сейчас легко?];
- читаем всё, что к тексту прилагается [практика показала, что тексты, требующие проведения теста, нетто встречаются крайне редко, как минимум приписка-предисловие в духе "Мой бред" или "Результат упорной работы" обязательно имеется в наличии. если вам всё же попался голенький текст, в котором вы подозреваете наличие Мэри-Сью - что ж... просто вторая часть теста вам не понадобится, вот и всё];
- по ходу чтения складываем баллы, сверяясь с нижеприведённым списком;
- как только сумма превысила 18-20 баллов - работа завершена. дальше читать не требуется. если ещё осталось терпение, можно дать автору ссылку на пост с этим тестом и указать номера пунктов, которые оказались критическими для оценки его работы [а если нужное количество баллов так и не набрано - значит, вы ошиблись. значит, это было что-то другое. не Мэри-Сью. бывает.]
примитивно, да. зато дёшево, надёжно и практично. тем более что многие авторы получают больше 20 баллов за первый же абзац их произведения. бесспорно, бывают и сложные случаи, которые выявляются не сразу [см. п.13, 27, 33 и т.д.]. но встречаются и такие образцы, которые набирают контрольную сумму в каждом из десятков абзацев и невольно не можешь оторваться от чтения, так как количество переходит в качество, а в голове пульсирует мысль о том, что в этом мире есть ещё много непознанного...
СЛОВО В ЗАЩИТУ: многие из авторов Мэри-Сью - это "подростки" действительно с творческим складом ума, которые занимаются этим просто в силу возраста. и по большому счёту их увлечение понаписательством и стремление к самосовершенствованию, хотя бы и таким весьма специфическим способом, достойнее, чем убивание времени на пиво в подъезде, которое, между прочим, отклонением не считается.
кроме того, экспресс-тест может принести пользу и тем авторам, которые способны к самокритике. проведите тестирование самостоятельно. и путём хитрых иносказаний сожмите в кулак всю широту своего гения до требуемых 18 баллов. безусловно, временно придётся пойти на компромисс, но это вынудит туеву кучу рецензентов прочитать ваш труд до конца. и первый шаг в продвижении ко всемирному признанию и включению в Золотой Фонд Мировой Литературы будет сделан.
1. даём -10 баллов форы.
[1] ТЕКСТ
[1.1] КОСМОЛОГИЯ:
2. +1 балл за каждое утверждение, которое широко известно как ложное [например: о самоубийстве какого-нибудь несчастного эльфа]
3. +1 балл за каждое утверждение, которое прямо противоречит широко известному [например: Леголас, рыскающий по Средиземью в поисках бабы невесты, Арагорн, не любящий Арвен, Оби-Ван, оказавшийся девушкой]
4. +2 балла за каждое бессодержательное утверждение. подчёркиваем, что речь идёт об утверждениях, а не об описаниях [например: утверждение что южный Гондор был расположен на юге, утверждение что у Хана Соло было две руки, две ноги и одна голова, утверждения что вода была мокрая, снег - холодный, солнце взошло на востоке]
6. +3 балла за каждое логически некорректное событие и/или явление. подчёркиваем, что речь идёт о событиях и явлениях, а не об алогичности поведения героев. [например: чахлое деревце на краю пропасти, которое вырывается с корнем, только после того как висящие на нём 10 минут двое взрослых людей закончат трогательный разговор о любви и смысле жизни]
7. +3 балла за каждое фактологически некорректное событие и/или явление. [например: Элизабет Суон, сказавшая одну фразу, после чего 4 часа неподвижно стоявшая на лестнице и только потом молча ушедшая к себе в комнату]
8. +3 балла за каждый наглядный пример топографического кретинизма. +1 балл дополнительно, если никто из героев ничего странного и необычного при этом не замечает [например: отсутствие границы Лихолесья с Лориэном]. и ещё +2 балла дополнительно, если из текста явствует, что подобные географические открытия зафиксированы документально, и герои, сверяясь с картой, не только так ничего и не заметили, но и пришли по этой карте куда хотели в кратчайшие сроки.
9. +5 баллов за внутреннюю непротиворечивость [соотношение положительных и отрицательных качеств 10:1] главной героини. дополнительно +5 баллов, если по ходу сюжета это соотношение остаётся неизменным.
[1.2] CТИЛЬ:
10. +2 балла за каждый бессодержательный пассаж описаний, когда все уже всё давно поняли, а конца и края определениям не видно. [например: длинные-красивые-блестящие-струящиеся-волнующие-сияющие-шёлковые-умопомрачительные-великолепные-неповторимые-обалденные-изысканные волосы, ниспадающие на плечи главной героини]
11. +3 балла за каждый наглядный пример синдрома понатыканных деепричастий. +1 балл дополнительно, если получившаяся корявая и громоздкая грамматическая конструкция выражает простое и довольно обыденное действие. или +2 балла, если даже при подробном анализе так и не удаётся выяснить, какое именно действие эта грамматическая конструкция должна была проиллюстрировать.
12. +5 баллов за каждое слово, выделенное заглавными буквами, если дело не в неисправной клавиатуре.
13. +10 баллов за каждый изобретённый и используемый термин, которому автор не дал точного определения.
14. +10 баллов за каждый специальный термин, применяемый и используемый не к месту и/или не по назначению.
15. +30 баллов за каждое упоминание светящихся/сияющих необычным [неземным, радиационным, ятрохимическим] светом глаз, волос или каких-нибудь частей тела героини [героя].
[1.3] ПЕРСОНАЖ
16. +2 балла за портретную характеристику в первом сюжетном ходе.
17. +2 балла за портретную характеристику в первых трёх абзацах. дополнительно +5, если индивидуализация исчерпывается портретной характеристикой.
18. +5 баллов за портретную характеристику, выполненную средствами из типового набора фисателя-понтаста [избитые сравнения, стёртые метафоры, набившие оскомину эпитеты и прочий словесный мусор, придающий повествованию тонкий аромат нафталина].
19. +5 баллов за каждую сверхъестественную способность [в том числе совершенное владение оружием], врождённую или приобретенную экспресс-методом в первом сюжетном ходе.
20. +5 баллов за благородное происхождение/привилегированное положение.
21. +10 баллов за музыкально-поэтический дар [дополнительно +2 литра молока мэрисьюведам за аффтарский счёт, если в тексте наличествуют стихи аффтарского сочинения].
22. +15 баллов за финдиперсовое имя собственное [под финдиперсовым именем понимаются эльфийские девиации общеупотребимых имен или многосоставные прозвища-характеристики].
[1.4] CЮЖЕТ:
23. +10 баллов за появление героини в первом сюжетном ходе. дополнительно +5 баллов за мотив "таинственной незнакомки".
24. +10 баллов за знакомство героини с объектом слюноотделения [он же главный герой] в первом сюжетном ходе. +5 баллов - в первых трёх абзацах.
25. +10 баллов за мотив неотвратимой угрозы как предлог к развитию сюжета. или мотив романтических отношений как действительный его двигатель.
26. +10 баллов за руководящую роль героини в сюжете [отдельно для каждого сюжетного хода]. дополнительно +5 баллов, если эта руководящая роль - залог успеха всего мероприятия. и ещё +5 баллов, если залогом успеха являются сверхъестественные способности героини, которых лишены прочие персонажи.
27. +15 баллов за доминирование любовной линии над остальными [буде таковые найдутся].
28. +20 баллов за мотив увечья [морального или физического] героини или объекта слюноотделения с последующим исцелением её/его объектом слюноотделения/героиней.
29. +30 баллов за сюжет, исчерпываемый ликвидацией/нейтрализацией героини [под нейтрализацией следует понимать и обустройство личной жизни].
[2] ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТЕКСТА
30. +5 баллов за каждое ошибочное утверждение, которое не изменяется, несмотря на ясное и обоснованное указание, как его можно исправить. [например: если после указания на то, что эльф в 17 лет является ребёнком и, соответственно, не может быть выдающимся воином, автор продолжает настаивать именно на этом возрасте, хотя возраст героя в сюжете ничего не меняет]
31. +5 баллов за каждое обоснование логических и фактологических ошибок тем, что это "сказка", это не наш мир и там всё по-другому, это "с точки зрения рассказчика" - малограмотного пьяницы гражданской наружности, травившего данную историю в трактире, это не 21 век - а раньше солнце светило ярче, небо было голубее, деревья - зеленее, а сиськи у девушек - больше. +5 баллов дополнительно за контраргумент: "А ты там был и всё видел?!"
32. +5 баллов за каждое упоминание "Разенталя", "Ожигова", а то и "Лодмана" в ответ на критику.
33. +5 баллов за каждое обоснование лексической или стилистической ошибки тем, что "так часто говорят" и "сто раз читал" [без ясного примера, где именно и кто именно говорит или прямой цитаты]. +3 балла ещё, если в качестве доказательства употребления приводятся первые попавшиеся ссылки [на названия тредов, маловнятные статьи и т.п.], выданные поисковиком.
34. +10 балов за предисловие о том, как долго и упорно автор работал над сюжетом.
35. +10 баллов за каждое утверждение в таком духе: У Профессора нигде не сказано, что у Трандуила не было жены, поэтому в том, что ею оказалась девушка из нашего мира, никакого противоречия нет.
36. +10 баллов за каждое заявление о том, что Розенталь - еврей, и у него неправильный русский язык, поэтому никаких ошибок в тексте нет. [без ясного примера, в каком именно месте и каком именно учебнике Розенталя русский язык неправильный]
37. +10 балов за предложение почитать учебник или словарь в качестве свидетельства того, что автор понимает, о чём говорит.
38. +10 балов за отсылку на некоего очень образованного и профессионального бета-ридера [преподавателя русского языка, студента-филолога, говорящего хомяка], вычитавшего текст и не обнаружившего там никаких ошибок и ляпов, в качестве свидетельства того, что текст безупречен. +20 баллов дополнительно, если автор норовит оскорбиться за абстрактного бета-ридера, работу которого ни в коем разе нельзя обижать и критиковать в отличие от автора.
39. +10 баллов за посылку текста человеку, которого автор лично не знает, с указанием, чтобы он никому ничего не говорил из-за боязни, что авторские права будут нарушены.
40. +10 баллов за заранее заявленную глубокую благодарность тому, кто докажет и/или найдёт ошибки в тексте и возмущённые вопли при первом же намёке на критику.
41. +10 баллов за утверждение что, хотя широко применяемая концепция толкования той или иной сюжетной линии претекста даёт удовлетворительные объяснения и признаётся большинством исследователей, но она не объясняет, "почему" герой поступил именно так, или неправильно объясняет его поведение.
42. +10 баллов за каждое утверждение в таком духе: Я не моряк, но моё описание корабля и распорядка на нём верно в принципе, и будет только лучше, если кто-нибудь подскажет мне пару специальных терминов для отшлифовки текста и придания ему колорита.
43. +10 баллов за каждое хвалебное сравнение себя с Джорджем Лукасом, у которого, как известно, логических несоответствий тоже вагон и маленькая тележка или заявление, что формальная логика принципиально неприменима к художественной литературе [без ясного обоснования и примера].
44. +10 баллов за заявление, что данное произведение является "новаторством" в фанфикшене и никто ничего подобного раньше не писал.
45. +20 баллов за заявления, что "Экспресс-тест на Мэри-Сью" направлен против "оригинально мыслящих людей", или о том, что фамилия Лотман в п.32 написана с ошибкой.
46. +20 баллов за намёки, что автор заслуживает Нобелевскую премию.
47. +20 баллов за каждое упоминание "узколобых фанатов-реакционеров".
48. +20 баллов за каждое хвалебное сравнение себя с Джоан Роулинг или заявление, что массовая культура принципиально порочна [без ясного обоснования и примера].
49. +20 баллов за каждое использование в качестве обоснований примеров из научной фантастики или мифов, как будто это реальные факты.
50. +20 баллов за самозащиту путём высмеивания своей [реальной или вымышленной] нередактированной версии текста.
51. +20 баллов за каждое упоминание о "закомплексованных критиках, завидующих чужому таланту".
52. +30 баллов за каждое хвалебное сравнение себя с Питером Джексоном или заявление, что критики не приемлют данное произведение в связи с тем, что их видение отличается от авторского [без ясного объяснения, видения чего именно и внятного примера].
53. +30 баллов за заявление о том, что данное произведение - "фанфик", "любительская проза" или "первая проба пера" и судить строго его нельзя ни в коем случае. а равно как и придираться, и указывать на ошибки [в том числе и орфографические].
54. +40 баллов за сравнение критикующих текст с нацистами [большевиками, орками, вурдалаками].
55. +40 баллов за заявление, что "элита" [форумская, жж-, литературная] участвует в заговоре, чтобы помешать данному произведению приобрести заслуженную славу.
56. +40 баллов за сравнение себя с Галилеем, не желающим отрекаться от истины до последнего, в том смысле, что современной Инквизиции в данном случае придётся ещё труднее, или что-то вроде этого.
57. +40 баллов за заявления о том, что когда это произведение будет окончательно признано, то всех его критиков пристыдят, чего они и заслуживают. ещё +30 баллов за фантазии о том, как именно критики, которые насмехались над этим произведением, будут вынуждены отрекаться от прежних слов.
58. +50 баллов за заявление, что это революционное произведение, которое произведёт переворот в литературе и искусстве вообще, но мир пока не готов принять его.
Знаю, что жестоко...но зато честно...
Пишет Артём (perestrelka)
Отсюда
Антология мэрисьюведения. Продолжение.
Черные и Белые Мэри-Сью
читать дальше
Экспресс-тест текста на наличие в нем Мэри-Сь
читать дальше
Отсюда
читать дальше
Экспресс-тест текста на наличие в нем Мэри-Сь
читать дальше
Отсюда