28.04.2011 в 09:50
Пишет Parijata:Формат открытого письма изобретен не в Советском Союзе и не Ниной Андреевой или советской интеллигенцией, клеймящей Пастернака. Это такой универсальный и международный прием, когда требуется задавить массой или авторитетом.
Появившееся вчера письмо с изобильным количеством подписей, которое получило название воззвания 61 племени, и которое требует ухода Каддафи от имени представителей всех пустынных бедуинских племен - в принципе, из этого же ряда.
читать дальше
Чтобы понять, о чем идет речь, есть смысл разобраться с родо-племенной организацией бедуинских племен и с самим понятием "бедуин". Бедуины - это арабы, живущие в пустынных местностях, ведущие преимущественно кочевой образ жизни и традиционно занимающиеся скотоводством. Арабы не образуют какой-то единый расовый тип, под этим названием объединены десятки совершенно разных народов с совершенно разным расовым типом. Часть арабов вполне соответствует стандартному описанию худощавых людей с "орлиным носом", темной кожей и черными волосами, но далеко не всегда эти черты являются типичными. Есть негроидные арабы, которые похожи по внешнему виду на африканцев, обитающих в районах к югу от Сахары, есть светлокожие арабы Магриба, которые зачастую почти не отличаются от европейцев. При этом есть и обратные примеры - скажем копты, говорящие на арабском, считают себя чистой линией доарабских египтян.
Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака. Частично бедуины, которые настаивают на своем арабском происхождении, проживают в Египте и в северной Сахаре. Вообще, точная численность бедуинов никому неизвестна, так как сколь-либо серьезных попыток переписи никогда не предпринималось. Оценочно их численность колеблется между 4 и 6 млн. человек.
Бедуины ведут исключительно племенной образ жизни. Уход из племени - скажем, в город - и отказ от традиционного образа жизни фактически рвет все родственные связи и исключает человека из привычного ему общества. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, которые происходят от общего предка по мужской линии. Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч человек. Само племя подразделяется на более мелкие подгруппы, ведущие свое происхождение от более младших предков по той же мужской линии вплоть до подгруппы из нескольких семей, называемого "хамула" (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. "Хамула" состоит из ряда близкородственных семей, как правило, это группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Наконец, семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины. Такая общественная организация довольно подвижна, семьи и хамулы могут объединяться, разъединяться, от них отпочковываются новые группы, могут присоединяться вообще чужаки.
Руководят племенем шейхи, которые являются старшими в своих подрупповых подразделениях племени. Чем крупнее подразделение - тем старше шейх. Верховный шейх племени - это авторитетный и практически непререкаемый человек, который в основном играет роль арбитра внутри племени и представителем племени в межплеменных отношениях. Его слово остается последним - что в случае серьезного конфликта служит гарантией выполнения договоренностей, даже ущемляющих те или иные интересы. Понятно, что не всё так благостно - есть свои аппаратные игры под ковром - но образ жизни слишком прост, чтобы подняться до высот номенклатурных драк "цивилизованных" народов.
Все племена подчиняются правилам межплеменной иерархии - и с одной стороны они предельно жестки. Скажем, кочевники, разводящие верблюдов, считаются выше по социальному статусу кочевников-овцеводов. Если овцеводы поддерживают отношения с городами, могут наниматься в пастухи, уходить на время в город - скажем, торговать, то "верблюдоводы" считают это недопустимым и унижающим их достоинство. Иногда овцеводы даже выплачивают своим более именитым соседям-верблюдоводам дань.
С другой стороны, иерархия весьма гибка. Она связана в том числе и с племенными зонами - скажем, каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования. Шейхи, имеющие на своих землях какой-либо ценный ресурс, становятся более влиятельными - и в то же время племя обязано большее время уделять защите этой территории, на которую вполне могут покуситься соседи. Понятно, что принцип "Богатый богатеет, бедный беднеет" здесь работает в полный рост. Богатое и влиятельное племя может позволить себе увеличивать свою численность, бедное - нет.
В Ливии нефть и вода стали такими ресурсами, которые резко покачнули устоявшуюся иерархию племен. Каддафи сумел удержать ситуацию под контролем, предоставив шейхам рентные права и выплачивая им долю за прокачку по их территории воды, нефти и газа. Понятно, что при этом произошли невидимые для постороннего глаза передвижения в иерархии племен - но в целом Каддафи сумел сохранить ее без каких-то глобальных потрясений, чем обеспечил мир в пустыне.
Именно поэтому пустынные племена с одной стороны не вмешиваются в разборки между правительством и повстанцами - не царское это дело разбираться в проблемах унтерменшей. Однако ни о какой оппозиции к Каддафи речи не идет. Во-первых, его родовое племя каддафа, хоть и не занимает высшие ступени межплеменной иерархии, но вполне уважаемо и без самого Муамара. Во-вторых, племена вполне устраивает сегодняшнее положение и те выплаты, которые они получают - для бедуина деньги значат гораздо меньше, чем те немногие блага, которые они могут купить и оценить за эти деньги. Шейхи бедуинов не гоняют по пустыне на феррари, как ребята из заливных эмиратов, им это не нужно. И поэтому Каддафи - это стабильность. Это договоренности, которые достигнуты и выполняются. С любым другим нужно будет вновь вести переговоры, подтверждать свои права - а главное, вполне может оказаться, что вновь придется взбаламучивать всю пустыню и переигрывать отстроенные связи и комбинации.
По большому счету, никому из крупных и влиятельных племен это не нужно. В изменениях теоретически могут быть заинтересованы мелкие племена, которые хотели бы подняться повыше - но их численность и влияние слишком малы, чтобы изменить существующие расклады.
Поддержка бедуинами мятежников - это по сути, фантастика. Нужно понимать, что социальная база мятежа - это горожане и осевшие в Ливии гастарбайтеры. То есть, люди, которые классово, социально и ментально враждебны бедуинам. Объединяться с ними против бедуина Каддафи во имя неизвестных в будущем благ - это для психики бедуина совершенно несовместимая конструкция.
Именно поэтому подметное письмо от имени 61 племени - это фикция. Всегда можно найти отщепенцев и люмпенизированных выходцев из различных хамулов и от их имени нашкрябать какую-то цидульку. Но к реальности это не имеет никакого отношения. Шейхи если что-то решат, то обойдутся без формализованных и театрализованных представлений. Их решение будет доведено и распространено среди племен в считанные часы и станет законом без утверждения его кем-то еще. Пока нет никаких видимых признаков того, что племена решили круто изменить свою жизнь во имя непонятной и неизвестной им свободы и демократии. У них этого добра выше крыши. Причем своего, а не завезенного.
URL записи