22.02.2012 в 15:04
Пишет
BabyDi:
Мне очень часто попадаются телепрограммы, посвящённые актёрам и фильмам советской эпохи - они, эти программы, бывают интересные или, напротив, уныло-претенциозные; информативные и не очень. Но так или иначе, все эти креативы строятся по одной схеме, нарушить которую авторы почему-то не могут. Вернее, наверное, не хотят - схема-то есть, так давайте по ней и клепать. Технология настолько выверенная, что когда в одной из таких программ я не услышала фраз о сталинских репрессиях и запрете лучших и прекраснейших кинолент, мне показалось, что я случайно пропустила кусок передачи! Настолько всё типично! Так вот, я собрала все штампы, которые используются в подобных проектах и теперь хочу показать Вам обобщённую модель некоего сценария.
Итак, представим себе, что есть Известная Актриса, о которой создаётся документальный фильм... Она непременно будет представлена жертвой режима (или сразу нескольких режимов, потому что мыслящим и тонким натурам одинаково плохо и при Сталине, и при Брежневе, и вообще всегда плохо). Далее - будет непременно сказано, что наша Актриса много раз приглашалась в Голливуд, но ей, как всегда, помешал КГБ (в одной программе закадровый голос почему-то произнёс, что
«...КГБ запретилО». Оно). Да вот. Тема КГБ в подобных передачах просто превалирует -
оно запрещает спектакли, ловит тунеядцев и высылает их на 101 км., вмешивается в интимную жизнь, заставляет вступать в пионеры и рушит храмы. Впрочем, всё по порядку.
Такая вот щемяще-прекрасная история, дорогие товарищи!...Обязательно нужно упомянуть, что у нашей Актрисы - совершенно другая фамилия, не вот эта, к которой мы привыкли, а непременно дворянская, громкая. Что-то из серии: «Её бабка - княгиня Бобруй-Замкадская (вдова белогвардейского генерала и личного друга Колчака) была вынуждена сменить фамилию и поступить на службу в Наркомпрос». Далее идут описания коммунально-совковых тягот с прибитыми к полу галошами и столярным клеем в супе. Если нет возможности причислить Актрису к боярско-кавалергардским родам, то и это не проблема - нам срочно явят или деда - крупного нэпмана (разумеется, репрессированного), либо папу-инженера (постадальца по Шахтинскому делу), а то и просто кулака (за полным неимением в роду фрейлин, торговцев шляпками и прочих спецов-вредителей). Если уж и этого никак не наблюдалось, тогда выдвинут на первый план «неудобную» национальность. К примеру, вспомнят, что Актриса принадлежит к одной из репрессированных Сталиным народностей. «...Но после того, как северные азнавуры были насильно переселены Сталиным в Курган-Тюбе...» ну и так далее.
Что интересно, параллельно с описанием жутких подробностей, связанных с репрессиями, переселением, тотальной несвободой и прочим бытовым трэшем коммунальных квартир, будет показано, что наша Актриса училась в прекрасной школе, представляла Джульетту и Татьяну Ларину в пионерской самодеятельности, тянула ножку в «Танце снежных хлопьев», имела дома аккордеон и книги по искусствознанию. «Жизнь была ужасной! Нас каждую субботу водили слушать оперу, во Дворце Пионеров были театральные кружки и хоровое отделение! Режим нас душил и мучил! Я играла Катерину, а моя старшая подруга - Кабаниху...! Это было отвратительное, жестокое время! К нам в школу приезжала Агния Барто читать свои стихи...!» Фоном к сталинской и ранней_хрущёвской эпохе непременно покажут полуграмотную смесь из документальных фильмов Дзиги Вертова (1920-е годы) и съёмки самых разных лет (лишь бы не цветная и в кадре были товарищи в кепках и плакаты-растяжки с именем Ленина-Сталина). Жуткое и тяжкое детство сменяется оттепельной юностью. Тут уже немного полегче, ибо наступила относительная свобода, а наша Актриса сделалась красавицей и настоящим секс-символом в стране, где нету секса, но есть перевыполнение плана по сдаче молибдена в закрома Родины.
«Её называли советской Софи Лорен!» или «Её называли советской Брижитт Бардо!» В зависимости от цвета волос Актрисы - если тёмненькая, с глазами лани и тяжёлыми бёдрами, значит - советская Софи Лорен. Если белокурая, стройная, да ещё и с причёской «бабетта», стало быть - советская Брижитт Бардо. «В стране, где не было секса, она воплощала на экране запретный и манящий тип женщины...» Далее наша Актриса печально и гордо расскажет, что после одного из кинофестивалей, где она блистала в шикарном платье, сшитом своими руками (потому что в стране, где нет секса, нет и нормальной легкой промышленности), к ней подошли люди из Голливуда и предложили сняться в фильме «Клеопатра», но поскольку вмешалось всесильнОЕ КГБ, то на роль египетской царицы пришлось приглашать Элизабет Тейлор. Потом Анн и Серж Голон отчаянно зазывали её на роль Анжелики - Маркизы Ангелов, ибо авторы книги видели свою героиню именно так. Но и тут последовал строжайший запрет. Да! Будет непременно сказано, что наша Актриса гордо отказывала то сластолюбивому Ивану Пырьеву, то (например и почему-то) Николаю Щёлокову, то всяким-разным высоким чинам КГБ и ЦК КПСС. Оттого её всю жизнь затирали и не выпускали в ролях леди Макбет и Марии Стюарт. И разумеется нашу Актрису до безумия любили все встречавшиеся ей на пути иноземные «идолы».
Она поведает сие в следующих выражениях: «Я сегодня расскажу вам то, что скрывала все эти годы. После кинопоказа ко мне в номер пришли Ив Монтан с Жераром Филиппом и попросили стать их женой. Я была вынуждена отказать потому что у меня в Москве осталась вся семья и в случае моего согласия, с ними могло бы случиться всё, что угодно...» Лицо Актрисы крупным планом, слёзы, грустная музыка, отрывок из фильма «Фан-Фан Тюльпан», где герой Жерара Филиппа влюблённо смотрит на Джину Лоллобриджиду. В передаче обязательно будет использован штамп: «Этот фильм уже положили 'на полку', но по счастию его увидел Брежнев...» Действительно, все самые лучшие фильмы нынче принято считать «почти-совсем-запрещёнными», но увидевшими свет по прихоти капризного, но иной раз очень доброго «короля». Отдельным пунктом - семейно-личная жизнь нашей дивы. Браки с креативно-выдающимися алкоголиками, которых задушила Система и по сути - споила. Любовные романы с театрально-киношными принцами, которые могли бы играть любовников, а играли вагоновожатых. Поздний, отчаянно-смелый союз с молодым жиголо, который в 1990-е годы совершенно обчистил влюблённую в него экс-красавицу. И главное - грустный! грустный! тон повествования: её задушил проклятый (и даже где-то кровавый совок). А могла бы, могла... Камера скользит по стенам квартиры (полученной в эпоху тотального удушения), показываются кадры из кино (которое до сих пор можно смотреть), звучит музыка (написанная во времена, когда всё прекрасное изводилось на корню).
Такая вот щемяще-прекрасная история, дорогие товарищи!
zina-korzina.livejournal.com/541949.htmlURL записи