26.03.2012 в 23:35
Пишет N.K.V.D.:Бронетрактор Гулькевича
14 июля 1915 г. в Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) поступил рапорт № 36 гвардии полковника Н.А. Гулькевича, известного рядом своих изобретений (ножницы для резки проволоки, складной штык). «Я нашел, - писал Гулькевич, - способ применить специальный двигатель, который можно вооружить пулеметами и легкой пушкой и также свободно уничтожать проволочные заграждения».
Он предлагал строить "самодвигатели" на шасси американских гусеничных тракторов с двигателем в 80 л.с, "которые специально предназначены для передвижения по всякому грунту", а также "подымать гораздо больший груз сравнительно с автомобилем, что дает возможность применения более тяжелой брони, противостоящей даже снарядам легкой артиллерии", а кроме того, "разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения". Каждому армейскому корпусу Гулькевич считал нужным придать по 40 «бронированных и вооруженных самодвигателей». Часть "самодвигателей" должна была буксировать 107-мм (42-лйнейные) тяжелые пушки для быстрой организации огневой поддержки.
дальше
Детальный проект боевой машины Гулькевич представил на рассмотрение Комиссии по броневым автомобилям ГВТУ 3 марта 1916 года. Правда, к этому времени изобретатель, не теряя времени даром, уже начал работы по бронировке одного из тракторов, выделенных ему военным ведомством, причём на свои собственные средства. Вскоре Комиссия одобрила проект и выделила изобретателю средства на достройку машины. Изначально работа велась силами Обуховского сталелитейного завода, но из-за его высокой загруженности военными заказами дальнейшие работы были переданы на Путиловский завод. В ноябре 1916 года первый бронетрактор, получивший имя «Илья Муромец», был закончен.
В июле 1915 года Гулькевич получил «Охранное свидетельство» (патент) на «новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно передвигаться при самых трудных условиях — по пахоте, грязи, снегу, оврагам…». Изучив возможности ранее полученной техники, Гулькевич выбрал в качестве базы для бронемашины трактор фирмы Allis Chalmers Motor Truck. Ещё весной 1916 года десять тракторов этого типа прибыли в Россию, и предназначались для использования в качестве тяжелых артиллерийских тягачей. На ходовых испытаниях «Челмерсы» показали намного лучшие результаты, чем более распространенные тогда «Холты» — в отличие от других тракторов того времени, «Челмерсы» имели два направляющих колеса и намного меньшую массу, что позволяло провести их бронировку, не опуская при этом подвижность ниже допустимых пределов.
Детальный проект боевой машины Гулькевич представил на рассмотрение Комиссии по броневым автомобилям ГВТУ 3 марта 1916 года. Правда, к этому времени изобретатель, не теряя времени даром, уже начал работы по бронировке одного из тракторов, выделенных ему военным ведомством, причём на свои собственные средства. Вскоре Комиссия одобрила проект и выделила изобретателю средства на достройку машины. Изначально работа велась силами Обуховского сталелитейного завода, но из-за его высокой загруженности военными заказами дальнейшие работы были переданы на Путиловский завод. В ноябре 1916 года первый бронетрактор, получивший имя «Илья Муромец», был закончен.
Бронирование одного шасси закончили в 1916 г., Гулькевич наконец смог установить на машину два 7,62-мм пулемета "Максим" в независимых шаровых установках во вращающейся башне в средней части машины и 76-мм противоштурмовую пушку в кормовой установке с углом наведения по горизонтали 90°. В корме оборудовали также второй пост управления (большинство русских бронеавтомобилей выходило в бой задним ходом, дабы иметь возможность быстро выйти из-под обстрела). Вся конструкция монтировалась на раме. Двигатель ставился в передней части, ходовая часть включала две независимо подвешенные и поворачивавшиеся относительно рамы гусеничные тележки с металлическими крупнозвенчатыми гусеницами и управляемые неподресоренные передние колеса со стальными бандажами. Коробка передач обеспечивала 4 скорости вперед и 1 назад. Заказанный второй экземпляр Путиловский завод так и не построил -разворачивались бурные события 1917 года. Полугусеничный бронеавтомобиль Гулькевича, названный "Ахтырец" (очевидно, в честь Ахтырского полка), успешно прошел испытания и в апреле был зачислен в Запасной бронедивизон в Петрограде. Этот дивизион принял активное участие в революционных событиях, а "Ахтырец" (переименованный со временем в "Красный Петербург") в ноябре появился в Москве во время боев за установление Советской власти, затем в составе 3-го автобронеотряда воевал на Восточном фронте. В 1923 г. он пошел на слом (грубый макет бронеавтомобиля можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве).
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля Гулькевича
Боевая масса, т - 12
Экипаж, человек - 7
Толщина брони, мм - 6,5
Вооружение:
пушка - 76-мм противоштурмовая
пулемет - два 7,62-мм "Максим"
Двигатель:
тип карбюраторный, на газолине
мощность, л.с. - 68
Подвеска - жесткая, с качающимися тележками
Тип гусеницы - металлическая, крупнозвенчатая
Максимальная скорость, км/ч - 12-15
Служба и боевое применение
Массовое производство также виделось вполне реальным. В частности, Гулькевич в своей пояснительной записке докладывал, что, при наличии необходимого количества шасси, бронетракторы его конструкции можно строить массово и распределять по 40 единиц на каждый армейский корпус.
Учитывая вышеуказанные доводы, военное ведомство выдало заказ на постройку второго опытного бронетрактора, получившего название «Ахтырец», с тем, чтобы отточить технологию производства и подготовить массовую постройку машины. К марту 1917 года «Ахтырец» был изготовлен, а в апреле успешно прошёл все испытания. В скором времени оба бронетрактора были включены в состав Запасного бронедивизиона в Петрограде и в перспективе предназначались к отправке на фронт.
Однако принять участие в боях с немцами бронектракторам так и не довелось. После Февральского переворота обстановка в Петрограде сильно осложнилась. Временное правительство, осознававшее, что фактически сиденьем ему служит пороховая бочка, было вынуждено держать в городе значительные армейские силы, включая бронемашины. Таким образом, весь Запасной бронедивизион застрял в Петрограде, и об отправке его на фронт не могло идти и речи. Однако после событий 25 октября 1917 года почти весь состав Запасного бронедивизиона был захвачен большевиками. Почти все бронемашины из его состава передали Красной Гвардии, причём «Илья Муромец» остался в столице, а «Ахтырец» отправился в Москву.
Следующие два года «Илья Муромец», переименованный новыми хозяевами в «Красный Петербург», числился в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии и использовался для охраны Смольного и других важных объектов. А вот «Ахтырцу» пришлось повоевать. По прибытии в Москву бронетрактор был передан местным формированиям красногвардейцев, пытавшихся установить здесь советскую власть. 1—2 ноября ноября 1917 года «Ахтырец» участвовал в боях на Кудринской площади, Поварской и Бронной улицах, поддерживая огнём отряд подольской Красной гвардии. В Москве бронетрактор оставался почти год, после чего в сентябре 1918 года его отправили в Казань. Там «Ахтырца» включили в состав 3-го автобронеотряда РККА, и в течение следующих полутора лет он периодически применялся в боях на Восточном фронте Гражданской войны. В январе 1920 года бронетрактор снова вернулся в Москву для ремонта, и впоследствии числился в резерве.
После завершения Гражданской войны бронированные трактора Гулькевича использовались редко, главным образом ввиду их сильной изношенности и нехватки запасных частей, поэтому окончание службы этих машин оказалось весьма прозаическим. В конце 1922 года командование РККА распорядилось списать и разбронировать обе машины.
URL записи