21.06.2012 в 01:23
Пишет
Ученик с последней парты:
Считайте меня православнымЯ в бога не верю, и ни к каким религиозным конфессиям себя не относил. Всю свою взрослую жизнь жил по принципу Лапласа: "Я в этой гипотезе не нуждаюсь". К верующим людям, если они не навязывали мне свои религиозные взгляды, относился терпимо. Если сталкивался с каким-то проявлением религиозного фанатизма, то старался отгородить от него всех здоровых людей. Я одинаково не понимал и не принимал, как исламских террористов, так и воюющих с ними иудеев. Высмеивал креационистов и прочих псевдоучёных, пытающихся доказать изначально недоказуемое.
Вместе с тем я всегда осознавал себя русским человеком, и в глубине души считал православие чем-то родным, но где-то очень глубоко. В церковь я не ходил, и как-то снисходительно относился к тем, кто ходит. Я посмеивался над теми, кто называл русский народ богоносцем, мне были чужды, и даже неприятны лозунги "за веру! за царя!". Отделение церкви от государства я считал, и считаю благом цивилизации. И я буду, как могу, сопротивляться средневековому мракобесию, если такое поднимет голову и попрёт на наше светское общество. Но...
читать дальшеЯ уже и не вспомню, когда в СМИ начались регулярные наезды на патриарха. Точно могу сказать, что информационная война против РПЦ и лично патриарха Кирилла продолжается последние полгода. Это то время, когда я начал ясно ощущать характерный запах подобных информационных войн. Ещё не видя противника в лицо, я по одному информационному шлейфу, догадывался, откуда дует ветер, и какие цели преследуют гонители патриарха. А после шабаша в Храме Христа Спасителя уже была чётко видна вражья морда. Маски были сброшены, мы все увидели, кто воюет с патриархом. Да, тогда я понял, что у меня с РПЦ - общие враги.
Собственно по поводу дикой выходки так называемой панк-группы. Тогда я ещё не ощущал своего единства с РПЦ. Храм Христа Спасителя для меня был просто памятником культуры, народным и общечеловеческим достоянием, святым местом в широком смысле этого слова. С моей точки зрения, была осквернена не только православная святыня, а, прежде всего, памятник культуры. Я бы точно так же возмутился, если бы подобное действо устроили в Тадж Махале, или даже возле Стены Плача. Оскорблять чьи-то святые места – это дикость и мерзость.
Наверное, если бы на этом всё и закончилось, я бы больше и не вспомнил ни о патриархе, ни об РПЦ. Но, в том-то и дело, что информационная война против патриарха продолжилась. И чем дальше всё это продолжалось, тем ближе мне становилась православная церковь.
Может быть, «вручение» патриарху премии «Серебряная калоша» и не стало в этой цепочки событий чем-то из ряда вон выходящим, но мою личную чашу терпения это переполнило. Я не верю в бога, но с сегодняшнего дня прошу считать меня православным. С сегодняшнего дня я в одних рядах и плечом к плечу с патриархом Кириллом. И пусть я не умею креститься и не знаю ни одной молитвы, зато я прекрасно вижу рожу врага, который прёт на нас. И пока мы не отобьём этот натиск, я буду считать себя православным.
(с) doncunitaURL записи19.06.2012 в 18:48
Пишет
Ученик с последней парты:
Люди, пребывающие в невинном невежестве, могут менять свои взгляды, узнав что-то новое. Невежество, которое остается таковым после всех разъяснений, невинным никак не назовешь - это уже не неосведомленность, не недостаток образования и общей культуры, это определенный выбор, твердая решимость держаться каких-то принципиальных для человека (и его группы) представлений. Если эти представления самым дремучим образом противоречат твердо известным фактам - тем хуже для фактов. Но иногда важно понимать, что речь идет не неосведомленности, а об экзистенциальном выборе, о ситуации, когда человек связывает свою жизнь, свою личную идентичность, свою гордость за себя, свою общность с теми, кого он считает своими, с определенным кругом представлений. Объяснять ему, что эти представления неосновательны, часто бывает без толку. В ситуации, когда неистовые борцы с невыносимой тиранией кормятся с руки этой самой тирании, у нас нет ничего необычного; и ничего, не тошнит их. Как нет ничего необычного в ситуации, когда ведущий государственного телевидения обрушивается с бранью на Церковь - и при этом жалуется на засилье попов. Идея, что случись у нас такое засилье на самом деле, возможностей обрушиваться у него было бы меньше, как-то не приходит в голову ни ему, ни его телепастве.Недавно в сети появилась статья телеведущего Владимира Познера, в которой он повторяет ряд своих уже известных тезисов. “Россия пошла по пути православия, тем самым обрекая себя на отсталость и оторванность от остального иудейско-христианского мира” и тому подобные.
Возможно, Познер принципиально не читает отзывы на свои выступления; потому что уже тогда, когда он первый раз заявил, что “одна из величайших трагедий для России – принятие православия”, ему немедленнно указали, что до принятия Православия России и русского народа еще не существовало (как не существовало языческих французов или англичан), русский народ изначально формируется как православный, Россия - изначально как православная страна, и поэтому говорить о том, что в ее жизни принятие Православия было несчастьем, - это все равно, что говорить, что величайшим несчастьем в жизни человека было знакомство его родителей - собственно, только в результате этого “несчастья” он и появился на свет.
Он также заявляет, что “Россия оказалась единственной европейской страной, которая превратила собственный народ в рабов и сохраняла их в таком качестве до второй половины XIX века”. Вообще-то крепостное право в Европе существовало везде - кое-где (как в Польше) имело более жестокие формы, чем в России. В России оно действительно было отменено сравнительно поздно - но раньше, чем плантационное рабство в США, и, в отличие от США, в результате мирных реформ, а не кровавой гражданской войны. Но Познер этого не знает - или не желает знать.
Когда Познер заявил такое в первый раз, это можно было бы списать на характерное для воинствующих атеистов невежество; однако трудно поверить, что до него не дошло совсем уже никаких отзывов на его слова. Люди, пребывающие в невинном невежестве, могут менять свои взгляды, узнав что-то новое. Невежество, которое остается таковым после всех разъяснений, невинным никак не назовешь - это уже не неосведомленность, не недостаток образования и общей культуры, это определенный выбор, твердая решимость держаться каких-то принципиальных для человека (и его группы) представлений. Если эти представления самым дремучим образом противоречат твердо известным фактам - тем хуже для фактов. Есть вещи поважнее фактов.
И здесь возникает одно из обычных у нас недоразумений - мы всегда исходим из презумпции честного невежества, мы думаем, что если людям спокойно объяснить, что они говорят неправду на Церковь и неправду на Россию, они примут это к сведению - и, если не изменят свое отношение, то хотя бы вот этой конкретной неправды повторять не будут. Во многих случаях это так и есть - и выступать с разъяснениями нам надо в любом случае, это часть нашего свидетельства миру. Но иногда важно понимать, что речь идет не неосведомленности, а об экзистенциальном выборе, о ситуации, когда человек связывает свою жизнь, свою личную идентичность, свою гордость за себя, свою общность с теми, кого он считает своими, с определенным кругом представлений. Объяснять ему, что эти представления неосновательны, часто бывает без толку. Еще более без толку думать, что за нападками на Церковь, исходящими из такой среды, стоит какая-то правда, какая-то заинтересованность в истине. У Познера - и его паствы - такой заинтересованности нет.
У людей Церкви могут быть грехи, у Церкви как у сообщества, состоящего из людей, могут быть системные проблемы - но к тому набору ритуальных ругательств, которые выдает в ее адрес секта познеритов, они не имеют отношения.
Взять хотя бы любимый тезис о “алчной, мстительной поповщине, нагло и беспардонно вмешивающейся в частную жизнь, проникающей в органы власти, в школы, в вооруженные силы, считающей себя вправе диктовать женщинам, как одеваться, кого считать и кого не считать русским, духовным образцом для подражания”. Это говорит не отважный подпольщик, с приклеенными для маскировки усами, который разворачивает рацию в подвале, пока вокруг рыщут православные инквизиторы с пищалями и бердышами, намереваясь сжечь его на костре.
Это ведущий Первого Канала государственного телевидения, человек, которому это самое захваченное алчными попами государство предоставляет трибуну и возможность зарабатывать. Человек, которого недавно избрал Дмитрий Медведев, чтобы давать ему интервью. В ситуации, когда неистовые борцы с невыносимой тиранией кормятся с руки этой самой тирании, у нас нет ничего необычного; и ничего, не тошнит их. Как нет ничего необычного в ситуации, когда ведущий государственного телевидения обрушивается с бранью на Церковь - и при этом жалуется на засилье попов. Идея, что случись у нас такое засилье на самом деле, возможностей обрушиваться у него было бы меньше, как-то не приходит в голову ни ему, ни его телепастве.
Если Познер - это такая типичная жертва клерикальной тирании, то не стоит удивляться тому, что ряды жертв будут расти: дело непыльное и доходное. О том, что Познер не один такой, у него есть некоторая паства, напомнил и недавний митинг, названный “маршем миллионов”. Митинг не обошелся без нападок на Церковь и лично Патриарха - и тут сообщения участников расходятся. Одни бодро сообщают, что брань в адрес Церкви и ее Предстоятеля была с энтузиазмом подхвачена митингующими, другие, напротив, говорят, что она была встречена скорее с неодобрением. Возможно, это вопрос оценки - кто-то приветствовал антицерковные выступления, кто-то - нет, люди обратили внимание на тех, на кого хотели обратить. На митинге, судя по фотографиям, вообще было всякой твари по паре - старые знакомые большевики под красными знаменами, какие-то опереточные фашисты в черной-пречерной форме, гей-активисты с радужными флагами, какие-то странные юноши с националистической символикой, однако, демонстративно лобызавшие друг друга в губы - так что вполне вероятно, там были как антиклерикалы, так и люди, не желавшие проявлять враждебность к Церкви. Были и верующие люди - некоторые из них потом говорили о том, что больше не пойдут - совсем не хочется быть частью той толпы, которая с одобрением слушает ругань в адрес Церкви.
В самом деле, православный человек может иметь претензии к действующей власти - это политический, а не вероисповедный вопрос, у верных чад Церкви могут тут быть разные мнения. Но если Вы попали на служение секты познеритов, где провозглашаются ее догматы про то, что “принятие Православия было несчастьем” “Россия одна обратила граждан в рабство”, и раздаются ритуальные восклицания про “ЗАО РПЦ”, лучше не ставить себя в ложное положение и сразу удалиться.
Сергей ХудиевURL записи