Одна из самых привлекательных черт японского общества – привычка отвечать за свои поступки и проступки. Этой традиции испокон веков следует всякий мало-мальски видный японский начальник. Причем ответственным он себя чувствует не перед начальством более высокого ранга, а перед собственной совестью. Точнее, перед собственным чувством стыда, поскольку «совесть» – категория христианской культуры. Японскому начальнику делается до того себя стыдно, что он уходит в отставку, а бывает, что уходит совсем.
читать дальше
В японской истории начальников-душегубов не меньше, чем в истории любого другого государства, но есть одно существенное отличие. Посылая подчиненных на смерть, японский душегуб не щадил и себя, а если чувствовал, что виноват, то нередко сам выносил себе смертный приговор. Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Геринг покончили с собой от безысходности – чтоб не висеть в петле. Тысячи японских генералов и офицеров в августе 1945-го застрелились или сделали харакири не из страха перед судом, а, так сказать, из стыда перед зеркалом.
Эпопея камикадзе, если рассматривать ее как военно-политическую акцию, выглядит довольно отвратительно: пожилые дядьки, адмиралы с генералами, руководствуясь стратегическими и военно-пропагандистскими соображениями, отправили на верную смерть множество храбрых мальчишек, предварительно запудрив им мозги. Такого дерьма в истории навалом. Вспомним Гитлера, который перед падением Берлина, уже ни на что не надеясь, бросал подростков с панцерфаустами под гусеницы советских танков; или того же Бен Ладена, который сидит где-то в безопасном месте и посылает на гибель юнцов, мечтающих стать мучениками веры.
![](http://img.vz.ru/upimg/485/485141.jpg)
Считается, что создателями «проекта» по конвейерному производству героев-самоубийц были несколько начальников из руководства императорской военно-морской авиации. К осени 1944-го им стало окончательно ясно, что по военно-промышленным показателям Япония все больше отстает от США, а значит, если и дальше воевать обычными средствами, впереди неминуемый крах. Единственное преимущество японцев перед жирной Америкой – несгибаемый самурайский дух. Тысячи японских мальчиков обрушатся «божественным ветром» на вражеские авианосцы, враг устрашится такой самоотверженности, откажется от планов вторжения в Японию, страну полоумных фанатиков, и предложит почетные условия мира.
В общем, совершенно сатанинский замысел – двух мнений быть не может. Но есть тут некая этноспецифика, которая вынуждает взглянуть на злодеев, решивших погубить цвет японской молодежи, несколько иначе. Один из авторов скверной затеи, адмирал Масафуми Арима, для начала продемонстрировал всем, что такое «божественный ветер»: лично возглавил самый первый вылет камикадзе. Попрощался, снял ордена и знаки различия, сел в двухмоторный самолет и погиб во время самоубийственной атаки на авианосец «Франклин».
![](http://img.vz.ru/upimg/485/485142.jpg)
Потом его примеру последовали четыре тысячи человек. Они утопили 34 вражеских корабля, 368 вывели из строя, но войну страна всё равно проиграла.
Император выступил с обращением к нации, поблагодарил за героизм и жертвенность, призвал строить новую Японию. В общем: всем спасибо, все свободны.
Но остальные авторы «Проекта Камикадзе» свободными себя не сочли.
Адмирал Матомэ Угаки завершил эпопею, став самым последним из летчиков-самоубийц, прямо в день капитуляции. Вот он перед взлетом, уже без знаков различия.
![](http://img.vz.ru/upimg/485/485155.jpg)
Нападений на американский флот в этот день зарегистрировано не было. Непохоже, что Угаки хотел напоследок утащить на тот свет еще некоторое количество проклятых янки. Просто адмирал не пожелал оставаться в живых – японская ответственность.
А на следующий день главный из акунинов («акунин», яп. - «злой человек», «разбойник», «человек, не соблюдающий законов»), Такидзиро Ониси, служивший в штабе, вдали от боевых действий, сделал харакири, оставив прощальное письмо с извинениями.
![](http://img.vz.ru/upimg/485/485144.jpg)
Вот какая у японских начальников экзотическая традиция, сохранившаяся и поныне, пускай без харакири. Для проштрафившегося министра или главы обанкротившейся компании стандартом поведения считается взять вину на себя, а не валить ее на подчиненных. Ну не дикари, спрашивается?
Наши нынешние начальники, слава богу, люди цивилизованные, современные и обладают железной выдержкой, а то после всех Домодедовых, «Норд-Остов», Бесланов и Будановых с Евсюковыми мы уже тысячу раз осиротели бы.
(с) Григорий Шалвович Чхартишвили, более известный под псевдонимом Борис Акунин.
Из комментов:
А кого судили на Токийском процессе? Такие имена как Тодзио, Итагаки, Доихара, Нагано - надеюсь, известны? Почему-же тогда Сиро Исии - военный преступник, замучивший тысячи ни в чем не повинных гражданских лиц, мужчин, женщин, детей, кишки себе не вывернул? Пригрелся после войны в Штатах.
Японцы отвечают перед японцами остальные...а кто такие остальные??? Нанкин ну и что? Что случилось то? За что отвечать? За что просить прощения? Перед японцами ему каяться было не в чем. Это мы его убийцей считаем, а в Японии он герой.
А сколько советских офицеров пустили себе пулю в лоб из чувства ответственности? "Король испанского неба", Герой Советского Союза, командующий ВВС Западного фронта тридцатилетний генерал Иван Иванович Копец застрелился в своем служебном кабинете вечером 22 июня 1941 года. Член Военного совета Юго-Западного фронта корпусной комиссар Н.Н.Вашугин после поражения советских мехкорпусов в Приграничном сражении 23-27 июня 1941 года застрелился из табельного оружия.
Всего 20 лет назад Борис Карлович Пуго, 9-й Министр внутренних дел СССР застрелился, осознав, что ГКЧП не смог удержать власть в своих руках. Но молодыми балбесами, радостно глотавшими "воздух свободы", который им из-за Железного Занавеса якобы нес "ветер перемен", этот поступок был воспринят как идиотизм, а смешная фамилия "Пуго" вошла в анекдоты: «Пуго застрелился 4 выстрелами в затылок», «На медведя я, друзья выйду без испуга, если с Пуго буду я, а медведь без Пуго» и др.
Такие дела.
@темы:
за рубежом,
история,
мысли вслух,
перепостинг,
война,
познавательно
Кажется, на Иводзиме японские генералы запретили подчиненным банзай-атаки. Американцы очень удивились, когда на раз-два остров взять не удалось. Особенно учитывая соотношение сил сторон.