"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
![](http://www.airwar.ru/photo/su35/su35-2.jpg)
Москва и Пекин близки к подписанию крупнейшего за последнее десятилетие оружейного контракта на поставку Китаю 48 многофункциональных истребителей Су-35 .Сумма ожидаемого контракта может составить 4 миллиарда долларов, это около 85 миллионов долларов за единицу. Российская сторона настаивает на оформлении юридических гарантий о праве на интеллектуальную собственность. Москва стремится предотвратить копирование российских самолетов для продажи на рынках третьих стран по демпинговым ценам.
По мнению многих западных СМИ, попытка создания китайцами истребителя, сделанного только из деталей китайского производства, увенчалась успехом. В 1999 на базе Су-27 был создан истребитель J-11, который на 70% состоял из деталей китайского производства, за исключением двигателя. Улучшенная модель получила название J-11A. Напичкав Су-27 различной техникой и улучшив его аэродинамические характеристики, в 2000 году получили прототип нового многоцелевого самолета J-11B. Используя композиционные материалы, удалось уменьшить вес самолета до 700 килограмм, что позволило поставить на J-11B более мощный двигатель Тайхан. Кроме того, китайский самолет обладает самыми современными электронными приборами. J-11B превосходит своего предшественника J-10 по всем параметрам и является показателем серьезного прорыва в китайском авиастроении, а также приближается к самым современным российским самолетам 4 поколения Су-35БМ. По результатам исследований шведского центра военных исследований имени Андресона в смоделированных воздушных боях J-11B превзошел Су-35БМ, было также проведено сравнение американского F22 и российского истребителя. Результатами представители компании "Сухой" остались недовольны.
Китай сейчас остается последней крупной державой с серьезными вложениями в иранский нефтяной сектор, а также ключевым поставщиком бензина в Иран. Более того, Китай, как и Соединенные Штаты, тревожит рост внутренних нефтяных цен, и поэтому он боится скачка цен на бензин, который может последовать за конфликтом на Ближнем Востоке. Таким образом, Китай может решить усилить свою активность на дипломатическом фронте, чтобы избежать худшего из возможных сценариев – израильского удара. По мере того, как Иран приближается к возможности создать ядерное оружие, шансы Израиля успешно нанести по нему удар уменьшаются. В результате Израиль согласится не атаковать только в том случае, если он получит твердую гарантию того, что Вашингтон применит силовые меры в будущем – при условии, что санкции продолжат оставаться неэффективными. Если США не смогут взять на себя подобные обязательства, израильские лидеры вполне могут решить «действовать, пока это возможно». Президенту Ху Цзиньтао и его главному помощнику по вопросам внешней политики Дай Бингуо не обязательно быть уверенными в том, что Израиль нападет – им достаточно серьезно сомневаться в том, что он отступится. С учетом того, насколько высоки ставки, возможность избежать даже умеренного риска дестабилизации может стоить той цены, которую придется за нее заплатить Пекину. Вмешательство Израиля вкупе с дипломатическими усилиями Соединенных Штатов и других держав в прошлом уже помогло убедить Пекин поддержать в июне 2010 года в Совете безопасности ООН очередной пакет санкций против Ирана. Китай тогда не один месяц сопротивлялся попыткам протолкнуть новую резолюцию, однако уступил, когда ряд израильских официальных лиц, включая тогдашнего главу военной разведки Амоса Ядлина, сообщил подробности об израильских военных планах.