
Хотя у нас как-то чаще принято вспоминать его таким:
читать дальше
Речь о прозвании, которым наградила Алексея Михайловича историография XIX века, сопроводив его отсылкой на современников, которые, якобы, и поименовали государя Тишайшим. Миф этот благополучно кочует по порою даже весьма серьезным изданиям и авторам. И повторяющих его нимало не смущает то, что при этом им всякий раз приходится оговариваться - мол, да, конечно, царя прозвали Тишайшим, но... и вот тут начинается перечисление всевозможных фактов и событий, мягко говоря, не укладывающихся в представление об Алексее как человеке тихом и спокойном, а о его правлении как эпохе мира и благолепия. Тут и кровопролитнейшая Тринадцатилетняя война с Речью Посполитой, попутно отягощенная еще и войной со Швецией и началом Руины на только что присоединенной Украине. И эпохальный церковный Раскол, болезненно отозвавшийся во всем российском обществе. И всевозможные бунты, мятежи и восстания - в том, что XVII век вообще зовут "Бунташным", немалая заслуга именно эпохи Алексея Михайловича.
Да и говоря о характере самого царя, трудно не вспомнить его периодические вспышки гнева. Например, такой известный эпизод, как скандал на одном из совещаний по поводу предстоящей войны с РП, когда царь обрушился на своего тестя боярина Илью Даниловича Милославского, не имевшего ни малейшего военного опыта, однако посмевшего бахвалиться перед царем, обещая привести ему в качестве пленника самого польского короля. Разъяренный царь отвесил тестю пощечину, прилюдно оттягал за бороду и пинками выгнал вон из зала. Или же ссору Алексея с Никоном, когда царь, в лицо обозвал патриарха мужиком и сукиным сыном. Впрочем, что-что, а браниться государь не просто умел, но и любил) И делал это порою даже просто виртуозно. Так, например, известно письмо царя, адресованное казначею Саввино-Сторожевского монастыря, который в пьяном виде устроил драку с размещенными в монастыре на постой стрельцами. Письмо это начинается словами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». xD
Но все равно "тишайший", вздыхают авторы, вряд ли сами при этом веря в то, что говорят. И пытаются объяснить этот парадокс какими-то беспредметными рассуждениями про отходчивость царя, благочестие... Хотя в действительности ларчик открывается намного проще. Дело в том, что Тишайший - вовсе не прозвище Алексея, данное ему за какие-либо черты характера или же манеру правления. Это - часть царского титула - "благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь" - проистекающая из понимания "тишины и покоя" в рамках государства, как исправного функционирования государственного аппарата. Но опять же, Алексей Михайлович вовсе не был награжден этим эпитетом к титулованию в силу каких-то особо-впечатляющих заслуг по части установления этой самой тишины и покоя в государстве. Отнюдь. Государственная машина в эпоху Алексея, как и при его предшественниках и его преемниках, неоднократно давала серьезные сбои. В данном случае мы имеем дело с пожеланием подданных, заключенным в титулатуру царя, но вовсе не с констатацией факта или каких-то конкретных заслуг.
Более того, Алексей Михайлович не был и единственным государем, именовавшимся Тишайшим. К примеру, 18 июня 1676 года, в день венчания на царство его сына Федора Алексеевича Симеон Полоцкий преподнес молодому царю "Гусль доброгласную" - свою поэму на восшествие нового государя, в посвящении которой было сказано: "нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю". В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии монах Чудова монастыря Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу "яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича". Наконец, просто "тишайшим" Петр I был назван в посвящении к "Риторической руке" Стефана Яворского, точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Но уж кого-кого, а Петра-то назвать тишайшим за нрав, тем паче за характер правления, вряд ли у кого язык повернется))
URL записи
@темы: личность, история, фото, мысли вслух, интересно, перепостинг