01.02.2012 в 03:22
Пишет
Сурт:
"Осенью я провела небольшое исследование. Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.
По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.
читать дальше
Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях. Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.
В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества. Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.
В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка. Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше. Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».
У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).
Что делали мои подростки во время эксперимента?
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось. При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился."
http://www.snob.ru/selected/entry/45522URL записи01.02.2012 в 06:29
Пишет
Roldo:
В свое время я изучал различные теории эволюции общества и личности, основанные на глубоком проникновении оных в информационную эпоху, так вот многие ученые как раз предполагали такой исход. Причем лет 6-7 назад подобное поведение подростков только предсказывалось, а столь плотное внедрение высоких технологий в жизнь лишь предполагалось в будущем, но многие частичные проявления, показанные в этом эксперименте, были описаны с точностью до детали.
читать дальше
Если разбирать труды социальных психологов того времени, то сегодня даже не удивляешься таким результатам эксперимента. Сейчас автор выстраивает гипотезу об излишней занятости детей электронными развлечениями, но ранее теория была глубже в высказываниях, с чем я в большей степени согласен.
Удобство, которое обеспечивают электронные технологии в общении, утолении информационного голода, восприятии мира и да - развлечениях, сегодня порождают новый тип поведения - "человека зависимого", непривыкшего к самостоятельности и имеющего на 100% заполненную подспорьями жизнь.
Люди старшего возраста, привыкшие в первую очередь самостоятельно находить для себя занятия, относятся к ИТ еще более менее нормально, воспринимая их как инструменты, но дети, рожденные в эпоху информации, привыкли видеть их в роли няньки, сопровождающей в течении всей жизни словно Арина Родионовна маленького Пушкина. И оставляющей затем след в душе.
И если горожанин прошлого скорее привык ничего не делать, а затем искать занятие, то современная молодежь живет в такое время, когда занятия сами ищут ее, но все они сплошь электронные и максимально доступные. Если взять крестьянина, привыкшего вставать в 5 утра, ложиться в 23 часа и проводить все свое время за тяжелым трудом, то лишая его обычного рабочего распорядка, можно добиться тех же самых реакций в виде "ухудшения общего состояния". Это просто привычка.
Но если крестьянина приучить к труду с детства было сложно ввиду существования высокой нагрузки, то современные технологии делаются настолько доступными, что максимально исключают активную деятельность со стороны пользователя, но в то же время ориентированы на результат, который изначально виден и понятен. В итоге неокрепшая психика подсаживается на достижение этого результата и стремится добиться его стандартными современными методами - кликая мышкой.
В итоге достаточно двух факторов - доступных информационных технологий и ориентированность компаний на их продажу - чтобы целое поколение стало зависимым от них, словно от наркотиков. Следует также учесть то, что доказательством полезности неэлектронных занятий и развлечений почти никто не занимался, да и можно сказать не занимается. Что в конечном итоге? В будущем мы посмотрим на изображения прошлого века, на которых представлены "хомо ново" с атрофированными мускулами рук и ног и огромными головами, и скажем "неужели и это в прошлом предвидели?".URL комментария
При чем тут информационный век?!!!
Кто ребенка одиночеством испытывает?!!!!
Это где ж такое сохранилось? Нынешние детки слова-то такого не знают, травля больше в почете. Да и минимальный возраст 12 лет-пятый класс. Не такие уж и мелкие, чтобы себе занятие не найти помимо использования электроники.
Да, в одиночной камере я бы и сам заскучал. Но здесь??? Пару книг, модель танка, пищевые ништяки - вечер удался!
Конструктор, книга, уборка, мечты, вспомнить уроки труда и ИЗО и чего-нить склеить-собрать-вырезать, глядение в окно.. Восемь часов забить - вообще беспроблемно.
Дело не в одиночестве.
клеить танчики форэва!
Читать люто бешено ненавидит
а почему? явно что-то упустили когда-то.
а запрещать не пробовали???
поехали по пунктам:
1. По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов о каких, к гхыровой матери, "пытках" идет речь? Это сугубо добровольный эксперимент (и доктора Менгеле с сотоварищи поминать не надо).
2.у детей есть такое страшное наказание - "бойкот" называется. не путай и не смешивай понятия. в данном эксперименте речь идет об осознанном отказе от контактов+ инициатива исходит от самого участника.
А бойкот - это принудительная ситуация, когда ты не можешь взять и в любой момент его прекратить, поскольку не ты, а окружение выступает инициатором "вакуума".
TrashTank, а запрещать не пробовали??? а вот кстати да! со мной, да и большинством моих сверстников прокатывало.. Во всяком случае, очень много книг было утащено и тайком прочитано, потому как было страсть как интересно, что же там такого, что читать не разрешают..
и да. Касательно сабжа.. Ёшкин корень, дайте, дайте мне 8 часов без компа и чтоб никто не дергал. Я наконец-то дошью/довяжу/дочитаю/сплету (короче, список длиииинный).
Единственное, в чем для меня лично будет дискомфорт - отсутствие музыкального фона. давний таракан, связанный с тем, что в доме, как правило, играло радио или выборка с компа, а тишина означала неумолимое приближение пятилапого пса - ЕВГ
И мама, и бабушка читать любят. В доме полно книг.
Это не показатель. Показатель - что читают и читают ли + еще факторы. У меня бабка читала всякую дрянь типа Блаватской, Кашпировского и пр. Потом исключительно на Библию перешла. Мать тоже очень любит читать.. Женские дефективы туалетные. Хотя на полках-да, классика стоит. Шекспир, Пушкин томами. А я в 8 лет Вольтера читал. В 12 Властелина колец. Мне было интересно. А по ящику в те времена - ничего интересного, не говоря уж о том, что компа не было и в помине. А ныних деток эти 2 ящика вместо родителей воспитывают
плеер вроде не упоминался
Плюс роме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
видимо, музыка тоже была отнесена к коммуникации.
А по ящику в те времена - ничего интересного, не говоря уж о том, что компа не было и в помине.
Вот это - основная причина, по-моему. Нам приходилось искать себе развлечения.
один из вариантов - слишком уж сильно и активно заставляли в детстве..
У меня был друг, мама - учительница русского и литературы. Ессно, мальчика из-под палки заставляли читать, а он это дело тоже не любил. ("от противного").
Неа. Я тоже не осилил, например.Противно и примитивно.
Нам приходилось искать себе развлечения.
Нам было интересно узнавать новое, а не просто развлекаться. У нынешних такой заботы нет. В частности многие родители и учителя регулярно слышат вопрос: "а как мне это пригодится в реальной жизни?". Если отвечают "для общего развития", чадо теряет интерес.
Если отвечают "для общего развития", чадо теряет интерес. а потом из них получаются несуны подслушанной "Ыстены".
Советские научно-популярные фильмы о физике, химии и пр., отлично и доходчиво нарисованные и озвучиваемые хорошим голосом - это самое светлое воспоминание об уроках физики. И лично мне было удивительно видеть зевающих и скучающих сверстников за просмотром этого дела на уроке. А вот гарепотера они потом читали с удовольствием, да.
а еще вспомни книги Я. Перельмана из серии "Занимательная Математика" "Физика для всех" и проч. у меня дома по сию пору стоят
В блогах всегда так. Начинается тема с серьезных вещей , а заканчивается какой-то хренотенью!