"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
Я вам напишу о том, что лучше всего знаю и больше всего люблю - о танках.
читать дальшеОх, и любят же господа "демократические" историки считать наши танки.
Мудозвон Суворов(Резун) смело назвал цифру в 20 000.
Мол, если было 20 мехкорпусов, по штату 1000 машин в каждом, итого получаем...
Некоторые досчитались даже до "уточненной" цифры в 23 тысячи... Бог им судья.
Давайте теперь мы с вами посчитаем. И подумаем.
К июню 1941 фашисткая Германия, подмявшая под себя все производственные мощности Европы имела в строю:
843 PzKpfw-I с двумя 7.92-мм пулеметами (Panzer_Kampf_Wagen - бронированная боевая машина), 1067 PzKpfw-II с 20-мм пушкой, 327 PzKpfw-III с 37-мм пушкой, 1174 PzKpfw-III с короткой 50-мм пушкой, 586 PzKpfw-IV с 75-мм пушкой, 331 командирских танка на базе PzKpfw-I и PzKpfw-III, 416 StuG-III с 75-мм пушкой (штурмовое орудие поддержки пехоты), 38 самоходных 105-мм пехотных орудий, а также 297 противотанковых 47-мм самоходных орудий. Итого - 5164. Кроме того, вермахт имел 189 PzKpfw-35(t) с 37-мм пушкой и 763 PzKpfw-38(t) с 37-мм пушкой производства Чехословакии. Всего - 952. От использования трофеев, взятых в Польше и во Франции немцы предусмотрительно отказались.
В целом получаем порядка шести тысяч боевых единиц. Конечно, не все они были брошены на Советский Союз. Например, PzKpfw-I считался уже учебной машиной... Основной "рабочей лошадкой" вермахта в 1941-1942 годах была "трешка", а PzKpfw-IV тогда считался тяжелым танком.
Так что к цифре в 3300 танков вторжения, называемой большинстом историков, особых претензий у меня нет.
Теперь наши.
Точных данных, как у педантичных немцев, я еще не видел.
Хотя, конечно, танков было много. При этом основу танкового парка СССР перед войной составлял легкий танк сопровождения пехоты Т-26 образца 1932 года. Имея "адекватную 41-му году" 45-мм пушку, он нес на себе всего 15-мм броню! Тогда как на PzKpfw-35(t) она была уже 25-мм. Оснащенные бензиновым двигателем легкие танки серии БТ горели просто как дрова (оснащенных дизелем БТ-7М было выпущено немного...) Были разведывательные машины Т-37А и Т-38 с 7.62-мм ДТ и Т-40, оснащенные 12,7-мм ДШК, в принципе не способные бороться с бронетехникой. Были еще т.н. "бронтозавры" - средние и тяжелые бронемашины на шасси грузовика "Форд" или ГАЗ-АА, несущие на себе всё ту же цилиндрическую танковую башню с 45-мм орудием, которая стояла на большинстве наших предвоенных машин. Ну и конечно, была тысяча довоенных "тридцатьчетверок", было с полтысячи КВ, так пугавших немецких солдат. Да, 37-мм "колотушка" не пробивала их на всех дистанциях. Но 50-мм орудие уже начинало пробивать башенную, а 75-мм и корпусную наклонную броню Т-34. А против КВ немцы быстро приспособили 88-мм зенитки.
Теперь еще несколько общих соображений:
Во-первых, вспомним слова "моторесурс" и "моральное устаревание". Это относится к танкам типа Т-18, Т-26 и БТ-2/БТ-5/БT-7, часть из них выработала свой ресурс на многочисленных парадах и учениях, а также на озере Хасан, на реке Халхин-Гол и во время боев на Карельском перешейке. Часть их давно нуждалась в ремонте. Ну и к тому же мало кого могли напугать многобашенные уродцы типа Т-28 и Т-35, тихоходные и с тонкой броней "танки усиления". Так и стояли они вдоль дорог...
Во-вторых, давайте определим понятие "боеспособности". Что именно делает мертвую железяку грозной боевой машиной? Будем считать боеспособным тот танк, который готов в любое время выполнить поставленную боевую задачу в составе танкового подразделения. То есть исправный танк, заправленный горючим, снабженный боеприпасами, а главное - имеющий обученный экипаж, прошедший боевое слаживание между собой и другими экипажами подразделения. Сколько их было? Кто знает?..
Также упомянем и связь. В танках типа БТ и Т-26 (только командирские танки снабжались радиостанцией с т.н. "поручневой антенной"
связь предполагалось
поддерживать с помощью флажковой сигнализации, как на флоте. На учениях, конечно, можно высунуться из люка и помахать флажком, а вот в боевой обстановке... Из девятисот без малого Т-34, принятых Красной армией к 1 июня 1941, "радийными" были чуть больше двухсот, остальные считались "линейными", то есть несли на себе вместо рации дополнительные патроны к пулемету. А во второй половине 41-го и первой половине 42-го из-за дефицита комплектущих на эвакуируемых заводах, рации на танки практически не ставились!
В-третьих, ознакомимся с категориями войскового имущества.
1-я категория. Новое, не бывшее в эксплуатации, годное к использования по прямому назначению.
2-я категория. Находящее в эксплуатации, годное к использования по прямому назначению или требующее текущего ремонта силами войсковых подразделений.
3-я категория. Требующее среднего ремонта в окружных мастерских.
4-я категория. Требующее капитального ремонта в центральных мастерских и на заводах.
5-я категория. Непригодное и не подлежащее восстановлению, а также списанное, но еще находящееся в войсках.
Таким образом, необходимо отбросить танки 3, 4 и 5-й категорий как заведомо небоеспособные. Кроме того, большим сомнениям подвергается боеспособность машин 1-й категории. Совершенно новые танки в большинстве танковых частей и соединений того времени принимали на длительное хранение от предприятия-изготовителя и тут же запирали на замок. Личный состав не мог не только вести слаживание, но и даже осваивать матчасть. По соображениям секретности в некоторых частях документацию на новые танки не выдавали на руки не только командирам экипажей, но и командирам подразделений. Обучение пользованию новыми танками велось лишь в специальных учебных подразделениях, да и то не без приключений: "23 мая 1941 г. в 6-м м.к. выведены из строя 5 танков Т-34, поскольку по халатности были заправлены бензином. Требуется капремонт.", "11 мая 1941 г. 3-й м.к. запросил у завода-изготовителя документацию и помощь специалистов, т.к. треть (!) танков Т-34 учебно-боевого парка была выведена из строя во время учебных занятий - у всех танков по причине неправильной эксплуатации сожжены бортовые фрикционы." (Из 832 танков Т-34, находившихся в приграничных ВО к лету 1941 года, реально эксплуатировалось только 38 машин! На 22 июня 1941 года в эксплуатации находилось только 75 танков КВ!)
Кроме того, танки нового поколения требовали дизтопливо вместо бензина, 76-мм выстрелы вместо 45-мм, новые масла и др. Снабжение всем этим планировалось наладить в течение 1941 года...
В-четвертых, проблема управления. В феврале 1941 года все обученные и слаженные танковые бригады и батальоны расформировывались для создания тех самых 20-ти мехкорпусов. Организация структура этих соединений не была отработана, корпуса были громоздкими и трудноуправляемыми. Громадное число танков затрудняло снабжение и обслуживание. Кроме того, для укомплектования мехкорпусов требовалось иметь 20 тыс офицеров-танкистов, а в наличии имелось не более 6 тыс. Таким образом к июню 1941 укомплектованность мехкорпусов обученным комсоставом составляля в среднем от 22 до 40%. Командиры и личный состав, пришедшие из кавалерийских и стрелковых частей, не имели никакого практического опыта, и за полгода вряд ли все они успели стать грамотными танкистами.
В-пятых, наши танки стали лучшими в мире, только обкатавшись в огненном горне войны. А в 1941 это были еще "сырые", полуэкспериментальные, недоделанные образцы. Например, "слепота" Т-34, от которой удалось избавиться только в версии 1944 года Т-34-85, установкой командирской башенки на манер немецких танков. Или "саботаж" ленинградского завода, отказывающегося ставить на "танк проекта А-32" (он же Т-34) новую пушку Ф-32 и продвигающего свою несовершенную Л-11. Или бесконечные проблемы с ходовой частью у КВ. Сверхтяжелый КВ-2 был вообще перед войной снят с производства... Или недостаточный бронебойный эффект короткоствольной 76-мм пушки, из-за чего в 41-м пришлось спешно создавать специальный "истребительный" Т-34 с 57-мм ПТО ЗИС-2... И т.д. и т.п.
В-шестых, несовершенство взаимодействия различных родов войск. Немецкая танковая дивизия - это единый отлаженный организм: танки, бронемашины, пехота, артиллерия, разведка. Плюс тесное взаимодействие с авиацией. Зная сколько русских танков и откуда к нему едет, немецкий командир мог подтянуть свою артиллерию, устроить танковую засаду, вызвать авиаудар или придумать еще какие-нибудь меры противодействия. А у нас? Нередко наши новые танки достигали успеха, заняв тот или иной населенный пункт, но без поддержки пехоты вынуждены были его покинуть или уничтожались немецкой авиаций и артиллерией. Да еще нелепые приказы Верховного устроить встречный танковый бой, "благодаря" которым наши наступающие без прикрытия танки были перемолоты немцами, ушедшими в
глухую оборону (половина наших до поля боя так и не доехала... Господство люфтваффе было просто подавляющим. Танковые колонны на марше щелкались как семечки. Да и немецкие противотанковые орудия мы малость недооценили...)
Ну и конечно, некомпетентность высшего военно-политического руководства страны, полная неготовность к войне ("не поддаваться на провокации! У нас пакт о ненападении!", паника и всё то, о чем уже столько раз писалось...
И потому самых теплых слов заслуживают те, кто не бросал свои боевые машины тем страшным летом 41-го. Те, кто вступал в заведомо неравную схватку на старых машинах, и те, кто пугал фашисткую пехоту новыми. Те, кто горел в своих танках, не желая сдаваться и те, кто отступал с боями, чтобы временно переписавшись в пехоту дождаться назначения во вновь формирующиеся танковые бригады. Иногда мне становится дико жаль, что я не могу подойти к обугленной машине, поставить на корпус стакан водки, накрытый куском ржаного хлеба, и трижды выстрелить в воздух из пистолета ТТ. Лишь только этим грузом светлой памяти я могу попытаться погасить неоплатный долг перед теми, кто держал в руках рычаги боевых машин в те огненные годы...
НИКТО НЕ ЗАБЫТ! НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Материалы взяты из различных образцов справочно-энциклопедийной литературы.
читать дальшеОх, и любят же господа "демократические" историки считать наши танки.
Мудозвон Суворов(Резун) смело назвал цифру в 20 000.
Мол, если было 20 мехкорпусов, по штату 1000 машин в каждом, итого получаем...
Некоторые досчитались даже до "уточненной" цифры в 23 тысячи... Бог им судья.
Давайте теперь мы с вами посчитаем. И подумаем.
К июню 1941 фашисткая Германия, подмявшая под себя все производственные мощности Европы имела в строю:
843 PzKpfw-I с двумя 7.92-мм пулеметами (Panzer_Kampf_Wagen - бронированная боевая машина), 1067 PzKpfw-II с 20-мм пушкой, 327 PzKpfw-III с 37-мм пушкой, 1174 PzKpfw-III с короткой 50-мм пушкой, 586 PzKpfw-IV с 75-мм пушкой, 331 командирских танка на базе PzKpfw-I и PzKpfw-III, 416 StuG-III с 75-мм пушкой (штурмовое орудие поддержки пехоты), 38 самоходных 105-мм пехотных орудий, а также 297 противотанковых 47-мм самоходных орудий. Итого - 5164. Кроме того, вермахт имел 189 PzKpfw-35(t) с 37-мм пушкой и 763 PzKpfw-38(t) с 37-мм пушкой производства Чехословакии. Всего - 952. От использования трофеев, взятых в Польше и во Франции немцы предусмотрительно отказались.
В целом получаем порядка шести тысяч боевых единиц. Конечно, не все они были брошены на Советский Союз. Например, PzKpfw-I считался уже учебной машиной... Основной "рабочей лошадкой" вермахта в 1941-1942 годах была "трешка", а PzKpfw-IV тогда считался тяжелым танком.
Так что к цифре в 3300 танков вторжения, называемой большинстом историков, особых претензий у меня нет.
Теперь наши.
Точных данных, как у педантичных немцев, я еще не видел.
Хотя, конечно, танков было много. При этом основу танкового парка СССР перед войной составлял легкий танк сопровождения пехоты Т-26 образца 1932 года. Имея "адекватную 41-му году" 45-мм пушку, он нес на себе всего 15-мм броню! Тогда как на PzKpfw-35(t) она была уже 25-мм. Оснащенные бензиновым двигателем легкие танки серии БТ горели просто как дрова (оснащенных дизелем БТ-7М было выпущено немного...) Были разведывательные машины Т-37А и Т-38 с 7.62-мм ДТ и Т-40, оснащенные 12,7-мм ДШК, в принципе не способные бороться с бронетехникой. Были еще т.н. "бронтозавры" - средние и тяжелые бронемашины на шасси грузовика "Форд" или ГАЗ-АА, несущие на себе всё ту же цилиндрическую танковую башню с 45-мм орудием, которая стояла на большинстве наших предвоенных машин. Ну и конечно, была тысяча довоенных "тридцатьчетверок", было с полтысячи КВ, так пугавших немецких солдат. Да, 37-мм "колотушка" не пробивала их на всех дистанциях. Но 50-мм орудие уже начинало пробивать башенную, а 75-мм и корпусную наклонную броню Т-34. А против КВ немцы быстро приспособили 88-мм зенитки.
Теперь еще несколько общих соображений:
Во-первых, вспомним слова "моторесурс" и "моральное устаревание". Это относится к танкам типа Т-18, Т-26 и БТ-2/БТ-5/БT-7, часть из них выработала свой ресурс на многочисленных парадах и учениях, а также на озере Хасан, на реке Халхин-Гол и во время боев на Карельском перешейке. Часть их давно нуждалась в ремонте. Ну и к тому же мало кого могли напугать многобашенные уродцы типа Т-28 и Т-35, тихоходные и с тонкой броней "танки усиления". Так и стояли они вдоль дорог...
Во-вторых, давайте определим понятие "боеспособности". Что именно делает мертвую железяку грозной боевой машиной? Будем считать боеспособным тот танк, который готов в любое время выполнить поставленную боевую задачу в составе танкового подразделения. То есть исправный танк, заправленный горючим, снабженный боеприпасами, а главное - имеющий обученный экипаж, прошедший боевое слаживание между собой и другими экипажами подразделения. Сколько их было? Кто знает?..
Также упомянем и связь. В танках типа БТ и Т-26 (только командирские танки снабжались радиостанцией с т.н. "поручневой антенной"
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
поддерживать с помощью флажковой сигнализации, как на флоте. На учениях, конечно, можно высунуться из люка и помахать флажком, а вот в боевой обстановке... Из девятисот без малого Т-34, принятых Красной армией к 1 июня 1941, "радийными" были чуть больше двухсот, остальные считались "линейными", то есть несли на себе вместо рации дополнительные патроны к пулемету. А во второй половине 41-го и первой половине 42-го из-за дефицита комплектущих на эвакуируемых заводах, рации на танки практически не ставились!
В-третьих, ознакомимся с категориями войскового имущества.
1-я категория. Новое, не бывшее в эксплуатации, годное к использования по прямому назначению.
2-я категория. Находящее в эксплуатации, годное к использования по прямому назначению или требующее текущего ремонта силами войсковых подразделений.
3-я категория. Требующее среднего ремонта в окружных мастерских.
4-я категория. Требующее капитального ремонта в центральных мастерских и на заводах.
5-я категория. Непригодное и не подлежащее восстановлению, а также списанное, но еще находящееся в войсках.
Таким образом, необходимо отбросить танки 3, 4 и 5-й категорий как заведомо небоеспособные. Кроме того, большим сомнениям подвергается боеспособность машин 1-й категории. Совершенно новые танки в большинстве танковых частей и соединений того времени принимали на длительное хранение от предприятия-изготовителя и тут же запирали на замок. Личный состав не мог не только вести слаживание, но и даже осваивать матчасть. По соображениям секретности в некоторых частях документацию на новые танки не выдавали на руки не только командирам экипажей, но и командирам подразделений. Обучение пользованию новыми танками велось лишь в специальных учебных подразделениях, да и то не без приключений: "23 мая 1941 г. в 6-м м.к. выведены из строя 5 танков Т-34, поскольку по халатности были заправлены бензином. Требуется капремонт.", "11 мая 1941 г. 3-й м.к. запросил у завода-изготовителя документацию и помощь специалистов, т.к. треть (!) танков Т-34 учебно-боевого парка была выведена из строя во время учебных занятий - у всех танков по причине неправильной эксплуатации сожжены бортовые фрикционы." (Из 832 танков Т-34, находившихся в приграничных ВО к лету 1941 года, реально эксплуатировалось только 38 машин! На 22 июня 1941 года в эксплуатации находилось только 75 танков КВ!)
Кроме того, танки нового поколения требовали дизтопливо вместо бензина, 76-мм выстрелы вместо 45-мм, новые масла и др. Снабжение всем этим планировалось наладить в течение 1941 года...
В-четвертых, проблема управления. В феврале 1941 года все обученные и слаженные танковые бригады и батальоны расформировывались для создания тех самых 20-ти мехкорпусов. Организация структура этих соединений не была отработана, корпуса были громоздкими и трудноуправляемыми. Громадное число танков затрудняло снабжение и обслуживание. Кроме того, для укомплектования мехкорпусов требовалось иметь 20 тыс офицеров-танкистов, а в наличии имелось не более 6 тыс. Таким образом к июню 1941 укомплектованность мехкорпусов обученным комсоставом составляля в среднем от 22 до 40%. Командиры и личный состав, пришедшие из кавалерийских и стрелковых частей, не имели никакого практического опыта, и за полгода вряд ли все они успели стать грамотными танкистами.
В-пятых, наши танки стали лучшими в мире, только обкатавшись в огненном горне войны. А в 1941 это были еще "сырые", полуэкспериментальные, недоделанные образцы. Например, "слепота" Т-34, от которой удалось избавиться только в версии 1944 года Т-34-85, установкой командирской башенки на манер немецких танков. Или "саботаж" ленинградского завода, отказывающегося ставить на "танк проекта А-32" (он же Т-34) новую пушку Ф-32 и продвигающего свою несовершенную Л-11. Или бесконечные проблемы с ходовой частью у КВ. Сверхтяжелый КВ-2 был вообще перед войной снят с производства... Или недостаточный бронебойный эффект короткоствольной 76-мм пушки, из-за чего в 41-м пришлось спешно создавать специальный "истребительный" Т-34 с 57-мм ПТО ЗИС-2... И т.д. и т.п.
В-шестых, несовершенство взаимодействия различных родов войск. Немецкая танковая дивизия - это единый отлаженный организм: танки, бронемашины, пехота, артиллерия, разведка. Плюс тесное взаимодействие с авиацией. Зная сколько русских танков и откуда к нему едет, немецкий командир мог подтянуть свою артиллерию, устроить танковую засаду, вызвать авиаудар или придумать еще какие-нибудь меры противодействия. А у нас? Нередко наши новые танки достигали успеха, заняв тот или иной населенный пункт, но без поддержки пехоты вынуждены были его покинуть или уничтожались немецкой авиаций и артиллерией. Да еще нелепые приказы Верховного устроить встречный танковый бой, "благодаря" которым наши наступающие без прикрытия танки были перемолоты немцами, ушедшими в
глухую оборону (половина наших до поля боя так и не доехала... Господство люфтваффе было просто подавляющим. Танковые колонны на марше щелкались как семечки. Да и немецкие противотанковые орудия мы малость недооценили...)
Ну и конечно, некомпетентность высшего военно-политического руководства страны, полная неготовность к войне ("не поддаваться на провокации! У нас пакт о ненападении!", паника и всё то, о чем уже столько раз писалось...
И потому самых теплых слов заслуживают те, кто не бросал свои боевые машины тем страшным летом 41-го. Те, кто вступал в заведомо неравную схватку на старых машинах, и те, кто пугал фашисткую пехоту новыми. Те, кто горел в своих танках, не желая сдаваться и те, кто отступал с боями, чтобы временно переписавшись в пехоту дождаться назначения во вновь формирующиеся танковые бригады. Иногда мне становится дико жаль, что я не могу подойти к обугленной машине, поставить на корпус стакан водки, накрытый куском ржаного хлеба, и трижды выстрелить в воздух из пистолета ТТ. Лишь только этим грузом светлой памяти я могу попытаться погасить неоплатный долг перед теми, кто держал в руках рычаги боевых машин в те огненные годы...
НИКТО НЕ ЗАБЫТ! НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Материалы взяты из различных образцов справочно-энциклопедийной литературы.
Для начала - бронемашины, созданные на основе ходовой части хорошо освоенных производством образцов гражданского транспорта.
На этой картинке вы можете увидеть бронеавтомобиль БА-20, оснащенный пулеметом ДТ (Дегтярева танковый, калибр 7.62 мм, двурядный диск на 63 патрона), броня - противопульная, по присутствию поручней антенны можно сделать вывод о наличии на борту радиостанции:
"Виккерс - 6 тонн", принятый в Советском Союзе на вооружение под именем Т-26 простым "переводом дюймов в миллиметры", составил основу танкового парка СССР в 30-е предвоенные годы. Всего было выпущено более 10 тысяч машин различных модификаций, включая пулеметные, огнеметные и артиллерийские танки:
Боевую их ценность можно увидеть на следующем фото:
(Битая жестянка БТ-5, покинута экипажем и мирно стоит у обочины)
Разные страны вели эксперименты по созданию многобашенных танков, но только у нас они были воплощены в железе.
Т-28. Пушечная башня с 76-мм орудием (сначала поставили короткоствольное, потом слегка удлинили) и две пулеметных с ДТ. Всё бы ничего, да только толщина брони 20-30 мм... а значит - гореть ему в первом же бою...
При отсутствии "нормальных" тяжелых танков именно Т-28 взяли на себя всю тяжесть прорыва линии Маннергейма во второй (уже довольно тщательно подготовленной) фазе "Зимней войны". И справились в общем-то неплохо...
Скорость хода этой махины - не больше 24 км/ч. А это значит - просто большая мишень...
а больше всего мне бронеавтомобили понравились... что-то в них есть. определенно )
Ничё... дальше будет веселее...)))
перед войной, на смену плавающему разведывательному танку Т-38 с несовершенной тележечной подвеской пришел Т-40 с индивидуальной торсионной. 12.7-мм пулемет ДШК по идее позволял ему бороться с легкой техникой и низколетящими самолетами.
Встречайте красавца:
На горьковском автозаводе на базе Т-40 создали легкий танк Т-60 с автомобильным двигателем, снабдив его автоматической авиационной 20-мм пушкой ШВАК. против танков противника она была слабовата, поэтому Т-60 использовались в противопехотных целях или как подвижные огевые точки. В конце 41-го - начале 42-го эти маленькие легковоспламеняющиеся двухместные коробочки составляли половину материальной части вновь формируемых танковых бригад.
Хотя уже с 1943 года эти танки применялись как правило для разведывательно-дозорной службы и боевого охранения, ибо после появления на поле боя "тигров", "пантер" и "фердинандов" этим малюткам там было делать нечего...
когда главное автобронетанковое управление (ГАБТ СССР) выдало заказ на танк нового поколения БТ-20, там значились "рациональные углы наклона брони", 45-мм пушка и возможность колесно-гусеничного хода.
Малоизвестный конструктор Адольф Дик успел набросать лишь примерный чертеж бронекорпуса, когда в самом начале работы был по неизвестным причинам репрессирован, т.е. - расстрелян.
Продолжатель проекта М.И. Кошкин произвел в нем революционные преобразования - дизельный двигатель, отказ от колесного хода, добавление одного опорного катка, увеличение калибра орудия до 76-мм, повлекшше за собой расширение середины башни, и наращивание корпусной брони до 45 мм!
За такое отклонение, он мог бы и сам пойти вслед за Диком, но его Харьковское КБ клятвенно обещало, что сделает две машины: проект А-20 (колесно-гусеничный) и А-32 (чисто гусеничный). И товарищ Сталин разрешил эксперимент! (проинтуичил, сволочь колчерукая...) после воплощения в железе, обе машины зимой 1939 года своим ходом отогнали в Москву в обстановке чрезвычайной секретности, причем за рычагами головного танка сидел сам Михаил Ильич. И там на полигоне танк проекта А-32 безоговорочно рулил! И был принят на вооружение в конце 1939 года под названием Т-34.
В результате этого героического пробега генрельный конструктор М.И. Кошкин простудился и умер. Поэтому выход на промышленные масштабы выпуска Т-34 и эвакуацию производственных мощностей завода в Нижний Тагил осуществлял уже его помощник А.А. Морозов, по сути упростив боевую машину до предела...
(Остается добавить, что я несколько лет жил в москве на улице Кошкина, еще не зная толком, кто он такой и чем был знаменит...)
а зачем было выпускать что-то напоминающее танк?
какая разница как выглядит??? главное чтобы действовало?
впрочем, мы слегка отвлеклись от темы... внимание - раритет:
Видишь ли Катенька, практика массированных атак густыми пехотными цепями при наличии у немцев как минимум одного MG-34 на 10 м фронта приводила к огромным и зачастую неоправданным потерям в живой силе - до нескольких батальонов в одной атаке.
Нужно было или давить огневые точки врага мощными артналетами или хотя бы закрыться броней.
И с этой точки зрения Т-60 - вполне нормальный танк, ибо он железный, на гусеницах и у него есть пушка.
Поэтому присутствие хотя бы такой "малютки" уже само по себе поднимало моральный дух пехоты перед атакой, ну и "наркомовские" 100 грамм, конечно...
А вообще зря я так... Например, на Калининском фронте, во время нашего контрнаступления в декабре 41-го, именно рота легких танков помогла освободить городок с неожиданно заграничным названием Эммаус.
Да и просто по-человечески, требовалось немалое мужество, чтоб воевать на этом "привидении с моторчиком"... а ведь воевали...
И потому вечная слава всем экипажам - и тем, кто сгорел, и тем, кто успел выскочить...
Давай искать консенсус. словосочетание чОрный ветер, ты уж извини, лично мне кажется довольно пошловатым... от энглизирования "сермяжно-посконных" имен я тоже не в восторге... и Катей ты быть не хочешь... может найдем нечто среднее.. как насчет Нэко-тян???
Кошмарный сон вермахта - сверхтяжелый танк КВ !!!
Изначально проект назвался СМК - Сергей Миронович Киров. Задумка была такая - две малые башни с 45-мм орудями, одна смотрит назад, другая - вперед. И над ними возвышается основная башня - с 76-мм орудием. Сначала Коба предложил убрать заднюю башню, а освободившиеся 5 тонн веса пустить на дополнительное бронирование. К тому же слегка укорачивалась и несущая база. Потом уже сами конструкторы крепко подумали и убрали нахрен переднюю мини-башню. Что добавило еще брони, и радикально укоротило / понизило модель.
К тому времени председателя питерского обкома партии С.М. Кирова благополучно пристрелили и в названии нового танка стало одну букву меньше КВ - Климент Ворошилов, так сказать, первый маршал...
Кроме того, при преодолении так называемой линии Маннергейма проявился недостаточный осколочно-фугасный эффект от 76-мм орудия. Для пехоты, она, ясное дело, была в самый раз, а вот для многоэтажных бетонированных бункеров...
В общем, под занавес финской кампании, в самом начале 1940 года, на свет появился тяжелый танк прорыва КВ-2, несущий в своей большой башне 152-мм гаубицу с раздельным заряжанием...
(вообще-то танки и задумывались для прорыва хорошо укрепленной эшелонированной обороны противника, но в ходе их эксплуатации оказалось, что для разных целей нужны совершенно разные машины... хотя КВ как раз идеально подходил для целей НПП - непосредственной поддержки пехоты... не очень быстрый, хорошо защищенный и с мощной пушкой...)
PS Собственно я. Просто дайрики глючат и не авторизуют из дома по-нормальному ))))
ЗЫ. Думаю для полного раскрытия темы танкостроения в России (СССР) стоит ещё упомянуть тот дибелизм которым страдало верховное командование в 20-30е годы по поводу бронетехники вообще и отечественых разработок в частности. Ну и можно добавить по поводу бронетехники союзников и техники Германии и СССР после 43го года.
а сюда каждый раз лазить как-то не с руки - фоток много напихано, трафик жрётся от души...
(Кстати, про жрётся - яичницу ты неплохую с помидорами забацал... я почти так же делаю, только с сосисками...)))
ЗЫ про жратву.... Эт тоже с "мясом" я туды ветчины нарезал.